Газета,
которая объединяет

Бульдозерная архитектура

Кто и почему разрушил знаменитый дом Балашова
Рубрика: Социум№ 132 (1706) от
Автор: Ирина Костенко

Архитектурное наследие Воронежа постоянно подвергается опасностям. То «случайно» заполыхает старинный особняк, то рядом «вырастет» многоэтажный монстр, а архитектурная изюминка «пойдет по швам» или памятник вдруг станет аварийным и – под снос...

Однако за дом купца Балашова (см. фото на стр. 1) краеведы и горожане сильно не переживали – строение было не аварийным, основательным, а его владелец направил в департамент культуры потрясающий проект реставрации памятника… Впрочем – было не аварийным. Недавно выяснилось: от дома Балашова остались «рожки да ножки» – при возведении третьей очереди Центра Галереи Чижова строители случайно (?) въехали в памятник на самосвале. Сначала, правда, дом «припрятали» за коробкой.

Тихой сапой?

О разрушении памятника Ольга Рудева, краевед и участник общественной организации «Архдозор», а также участники движения в защиту памятников архитектуры «Экос» узнали случайно.

– Я следила за тем, что происходит с домом Балашова, «подглядывая» в щели на строительном ограждении. И в один прекрасный момент увидела: памятника нет. От него остались одна стена и подвалы. И это при том, что у застройщика – документы на реставрацию дома, – поведала нам Ольга Рудева.

Получается, если бы не досужие горожане – о разрушении в самом центре Воронежа еще долго бы никто не узнал? Вскоре бить тревогу начала вся общественность. Оно и понятно — памятнику больше 150 лет, он чудом остался цел во время войны. Таких домов в городе – по пальцам перечесть. Так, на современном участке, ограниченном улицами Плехановская, Куколкина и Никитинская, осталось всего два таких исторических здания – краеведческий музей и, собственно, дом купца Балашова, на котором краеведы не собираются ставить крест. Особенно боязно, призналась нам Ольга Рудева, за подвалы здания – они относятся к охраняемым элементам. Сейчас на объекте как раз начались земельные работы. А раз строители не позаботились о самом здании, разве будут они думать об одном из его элементов?

Не первый и не последний?

Кстати, это далеко не первый в Воронеже случай такого отношения к памятникам архитектуры. Так, ветшает и рушится известный толстовский дом (Платонова 9, 11). Дом агронома Вагнера, что на Никитинской, 45, уже полыхал в огне пожара, его «брали под опеку» бомжи, растаскивали по кирпичам искатели черного металла – в итоге от дома остался один фасад, но остатки этого памятника удалось отстоять.

– Теперь дом Вагнера не трогают, – рассказывает Ольга Рудева, – чиновники приняли решение «поручить» памятник инвестору, обязав его сохранить фасад здания.

Что же касается дома Балашова – то по обращению активистов «Экоса» специалисты департамента культуры и архивного дела организовали внеплановую проверку. По всей видимости, незадачливым строителям за наезд придется отвечать в суде. В подобных случаях, согласно КоАП, виновных наказывают штрафом. А порой такие дела и вовсе переквалифицируют в уголовные.