Газета,
которая объединяет

Наперекор словам

Читающему Воронежу предложено избранное Александра Нестругина
Рубрика: Культура№ 135 (1709) от
Автор: Анна Жидких

И какое же это емкое понятие: река! Река времени, река жизни, не говоря уж о том, что река – самый, пожалуй, любимый русским человеком географический объект… Не один год зная поэта и человека Александра Нестругина, подозреваю, что давая своей очередной книжке это простецкое «имя», он вкладывал в него все перечисленные (как минимум) смыслы.

Итак, «Река» – сборник избранных стихотворений Нестругина с литературоведческим предисловием Вячеслава Лютого, прекрасно изданный Центром духовного возрождения Черноземного края. Кроме поэтических текстов в книжке – грамотно составленная библиография, критические и биографические статьи, посвященные жизни и творчеству поэта.

Сила слабости

Обращаю внимание на это обстоятельство, дабы подчеркнуть: готовилось новое издание с тем тщанием, которое характеризует авторский подход к делу. Любому; за что ни берется Александр Гаврилович – все делает настолько, насколько может. А может – многое, очень многое.

Помню коллективный восторг, обу­явший аудиторию на каком-то из литературных совещаний по прочтении Нестругиным одного из самых известных (теперь) его стихотворений.

Уголовные дела,

Протоколы да повестки.

И стихи – так неуместно

В нижнем ящике стола…

И начальство недовольно:

«Вольно вы или невольно,

Но

роняете

престиж!»

Да, роняю. Да, грешу.

Давит воздух кабинета!

А в потертой папке этой –

Ветер… Можно подышу?

Уголовных дел стопа.

Фотопленки. Слепки. Тряпки.

И – стихи в потертой папке…

Блажь. А может быть – судьба.

Юрист по образованию и роду деятельности, рожденный поэтом… Может, и не совсем реликтовый симбиоз, но уж точно не на каждом шагу встречается. И, мне кажется, отчасти объясняет мироощущение нашего автора, в котором сочетаются жесткость позиции (в советские времена ее называли гражданской) и почти сентиментальное восприятие действительности на личном, скажем так, поле. При том понятно, что трепетные, а то и больные реакции Нестругина на все, что его окружает, – не проявления неврастении и не слабость духа. Наоборот; сильный и умный человек неизбежно сострадает всему живому. Родному – в первую очередь.

Зелень дымится по вербам,

Время картошку сажать.

Значит, пора нам с Валеркой

В гости к тебе приезжать.

«Пазик», заляпанный грязью,

Резко качнет колея.

Быстро кончается праздник,

Мама, родная моя…

Как маленький сокол

Впрочем, родня Александра Нестругина – не только люди. Это не для красного словца сказано, это чистая правда: поэт настолько остро чувствует природу, что та же река для него – существо одушевленное. С которым можно общаться, не боясь открывать душу и казаться навязчивым. А речь тут совсем необязательна.

Сломишь кустик полынка,

Изомнешь сухие стебли –

Сколько дней потом рука

Будет отзываться степью!

У медали, как известно, две стороны. За нестругинским отношением к миру, «задокументированным» стихами, – не только кровное с ним братание, но и неизбывное человеческое одиночество. Не потому, что с близкими не повезло: наоборот! В этом смысле у Александра Гавриловича все нормально. Но – не нами подмечено: поэт всегда – в любых обстоятельствах и временах – один. Закон жизни и творчества. Отсюда – соответствующие мотивы в стихах.

Безлюдно, угрюмо пространство ночное…

Но голос моторки доходит сквозь тьму,

И кажется: есть кто-то рядом со мною.

И он-то в обиду не даст никому…

Мне нравится тон, которым Нестругин разговаривает с читателями: никакого надрыва, тем более пафоса. Доверительность – во главе угла. Нерв стихотворения прячется за ровным, неспешным его течением (опять – река!). И воспаляется вдруг, разом, одномоментно – в какой-то интонационно и лирически выверенной точке. Тогда-то и хватает за горло, да. Не поразить стремится нас поэт – предлагает по-братски разделить его переживания. Которые – следствия не внешних катаклизмов и катастроф, а того, что называют работой души. В нашем случае – весьма и весьма напряженной.

И ветер мышонком, забравшимся в сенцы,

Шуршит в побелевшей куге…

Наверное, осень…

А может быть, – сердце,

Что было сродни пустельге:

Глядело далеко, летало высоко,

Не мучилось зряшной виной.

И падало долго, как маленький сокол,

Задетый дробиной шальной…

Если сравнивать начало книжки, где напечатаны ранние (ну, относительно) стихи Александра Нестругина, с ее финальной частью, представляющей творчество двухтысячных – последняя выиграет. Стихи новейшего времени более темпераментны. Да, это все тот же ровный тон, та же внятная подача мыслей и чувств. Но лирической дерзости – прибыло; поэт обнажается смелее, чем прежде, берет на себя больше, чем по молодости. Что, собственно, неизбежно.

Такую – кто мне запретит? –

Оставлю книжку вам:

Откроешь – там листок летит

Наперекор словам.

Откроешь – он трепещет весь,

Пав поперек пути.

И не прочесть, не перевесть,

Не кинуть, не пройти.

Дай Бог, чтобы такая книжка была не последней. Александру Нестругину, судя по «Реке», это по силам.