Газета,
которая объединяет

Душа – не нараспашку

В музее-квартире Марии Мордасовой учили делать старинные украшения
Рубрика: Хобби№ 144 (1718) от
Автор: Оксана Мишина

К сожалению, это уникальное учреждение не пользуется повышенным вниманием горожан, хотя по всем позициям того заслуживает. Музей-квартира легендарной воронежской частушечницы Марии Николаевны Мордасовой, расположенная в самом центре Воронежа, по соседству с Кольцовским сквером – одновременно и мемориальный комплекс, обустроенный по строгим музейным канонам, и абсолютно живой «дом». Ухоженный, теплый, с аурой. И очень творческий.

Традиционно в канун Нового года в музее-квартире проходят «Посиделки» – цикл тематических встреч, который на сей раз посвятили старинному домашнему рукоделию; его очень почитала хозяйка дома. Очевидцы вспоминают, что сценические костюмы Мордасовой, украшенные старинной обереговой вышивкой, шли ей куда больше, чем все заморские наряды, вместе взятые.

Умные предки

На первых «посиделках» посетители музея приобретали как раз навыки такого вышивания. На вторых – учились делать обереговую игровую куклу: скрутку, зерновушку. Я же – не далее как позавчера – попала на третий «урок»; сотрудницы музея Елена Агаркова и Марина Ковалева преподали желающим науку изготовления женских украшений из бисера на примере коллекции Марии Николаевны Мордасовой.

Вначале, как водится, шла теоретическая часть. Говоря об истории возникновения нагрудного украшения под названием грибатка, Елена Агаркова воспроизвела – схематично, конечно – будни наших предков (не таких уж, между прочим, и далеких). Жили по Солнцу: взошло светило на небо – пора вставать. Закатилось за горизонт – время уходить с огородов и гуляний по домам.

– Считалось, что без Солнца жизни нет, что в его отсутствие наступает хаос, – рассказывала Елена Николаевна. – Поэтому по темноте люди сидели по домам, но – не без дела, конечно. Человек ведь должен был сам создать все необходимое для жизни: утварь, одежду, обувь.

Наблюдательные прадеды учились у природы всему. Потому-то природные явления и законы породили определенную символику, широко используемую в народе; на ее основе та же обереговая вышивка создавалась. Прочие украшения для грибатки – тоже.

Рука на груди

– Вообще нагрудные украшения, которых очень много, появились благодаря вере наших предков в то, что душа человека находится у него в груди, – продолжала наша педагог. – В области сердца; не случайно люди как бы между делом клали руку на грудь, когда пели. И при бытовом общении – тоже так поступали; старались закрыть свою душу от посторонних глаз.

Нагрудное украшение содержало все солярные (солнечные) символы. И по форме, и по цвету: грибатка выполнялась из двух полос тесьмы, преимущественно черной, соединенных посредине и обнизанных по краям бисером. Кругленькие бисеринки, которых нанизывалось чем больше, тем лучше, выступали символами Солнца и зерна, под ним спеющего. Ведь это – залог благополучия всякой человеческой жизни. Ну, и о том, что человек богат, свидетельствовало такое «многобисерное» украшение.

Часто поверхность тесьмы зашивалась «горящими» (солнечными, опять-таки) блестками – по всей длине. На каждой половине грибатки, в нижней ее части, одна над другой прикреплялись четыре небольшие круглые шерстяные розетки – на некотором расстоянии друг от друга. Нижнюю «точку» грибатки украшали православным символом – например, образком Богоматери. Типа современного кулончика получалось, только не красоты ради, а – как просьба к силам небесным о покровительстве.

Красота по-воронежски

Сделать грибатку нетрудно даже ребенку. Главное – соблюсти непременные условия: все цвета шерсти, используемой для розеток, должны быть чистыми, натуральными. Желтый, красный, зеленый, черный – колористические «знаки» плодородия, солнечного света, земли, жизни.

Итак: вырезаем небольшой кружок плотного картона, намечаем сердцевинку. Направляя туда иголку, обшиваем заготовку разноцветными «лучиками» из шерсти – труд незамысловатый, но кропотливый. Берем иголку для бисера – обязательно крупного. И украшаем с ее помощью тесьму бисером. Потом собираем изделие из готовых деталей – и красота!

Надевалась грибатка поверх бус – они тоже, на манер миниатюрной кольчужки, «закрывали» душу. Висели обязательно в несколько рядов, гирляндой, вытянутой эллипсом – под стать траектории движения Солнца вокруг Земли; коротких бус – «под шею» – не признавали.

Кстати, грибатки носили не только женщины: мужской вариант тоже был в ходу, только выглядел намного скромнее. Интересно, что при всем том семантика слова «грибатка» до сих пор не выяснена: от чего образован термин – сказать сложно. Интернет, однако, выдает при таком запросе, что грибатка – элемент именно воронежского костюма. Наше, родное – потому, наверное, и такое красивое.