Газета,
которая объединяет

Царское это дело

Народный музей Сергея Есенина отметил 400-летие дома Романовых
Рубрика: Культура№ 144 (1718) от
Автор: Оксана Мишина

Вот и дожили мы до констатации факта: все – в обход политических и культурных установок прошлого – смешалось волею текущего исторического момента, примирившего «господ» и «товарищей». Выставка, посвященная юбилею (400-летию) дома Романовых, открылась в народном музее Сергея Есенина, что на улице Карла Маркса. Совместный проект музея и Воронежского губернского Дворянского собрания реализован при поддержке общественных организаций и меценатов.

Торжественный молебен и чин освящения новой экспозиции, предварившие церемонию открытия, провел настоятель Владимирского храма Воронежа протоиерей отец Геннадий (Пашкевич). Он же подчеркнул необходимость сохранения отечественной истории в первозданном виде – нравится это кому-то или нет. «Передать нашу историю, какой бы она ни была, детям и внукам – прямая обязанность каждого человека. Тем более – православного».

Драгоценности рода Русановых

Предводитель губернского Дворянского собрания Геннадий Шимко-Юшков подчеркнул: 400-летие дома Романовых – это не именно романовский праздник. Это праздник всего нашего народа, причем не только православного. И данной выставкой завершается юбилейный год, но не просветительская и культурная деятельность собрания.

В экспозиции – коллекционные предметы и вещи; эти ценные артефакты – принадлежность рассматриваемой эпохи. Их владельцев представила научный сотрудник музея Елизавета Корчагина, первой предоставив слово Татьяне Русановой – представительнице известного дворянского рода, отмеченного в архивах с 1600 года. Старшее поколение воронежцев помнит, в чем я не раз удостоверялась, замечательного хирурга, доктора медицинских наук, профессора Андрея Гавриловича Русанова – сначала главврача Воронежской губернской земской больницы, а впоследствии директора госпитальной хирургической клиники Воронежского университета.

– Артефактов в семье осталось очень мало, – сожалела Татьяна Николаевна. – Потому что Андрей Гаврилович во время войны до самой последней минуты оставался с ранеными в госпитале. И ушел из города пешком – с женой и двумя маленькими внучатами. То есть, взять с собой он не мог практически ничего.

Кое-что, однако, вернулось к Русановым-потомкам после войны: ценные книги из семейной библиотеки, фотографии учителей и учеников Андрея Гавриловича, знак доктора медицинских наук, который он получил первым в Воронеже. И даже диссертация хирурга Русанова 1912 года о лечении бугорчатки брюшины уцелела – она явилась ценнейшим открытием, имевшим практическое значение для исцеления больных туберкулезом.

Со своим самоваром

Свою коллекционную собственность представил также известный воронежский знаток старины Андрей Киланянц. Всякие интересные бутылочки принес в музей; каждая «тянет» на штучный экземпляр.

– Здесь дана небольшая подборка обычных стеклянных вещей, имеющих хождение не среди дворян, а в простом народе, – охарактеризовал коллекционер эту часть экспозиции. – Есть аптечные и парфюмерные флаконы; что интересно – каждая из этих стекляшек снабжена российским государственным гербом. Он, появляющийся, в частности, на аптечных предметах, служил гарантией качества изготовляемых медикаментов. И говорил о том, что государство следит за правильным отпуском их населению. В том числе – регламентирует цены.

Любопытную информацию выдал еще один обладатель раритетов – известный архитектор Анатолий Бородецкий, коллекционирующий самовары и предоставивший несколько оригинальных экземпляров в экспозицию.

Анатолий Петрович рассказал, что на всех дореволюционных всемирных выставках, которых проходило очень много, Россия непременно выставляла самовары. История их возникновения начинается на Урале – с конца 18-го века. Потом Тула взяла быка за рога, дальше – Москва и губернии, расположенные вокруг нее. И такую популярность набрала эта культовая утварь, над каждым «представителем» которой трудились сразу несколько «узких» специалистов, что сумела достойно отразить два века бытования российской империи.

Под занавес встречи зрителям предложили работу известного воронежского тележурналиста Николая Колтакова – небольшой телевизионный фильм, посвященный семье императора Николая II. Просветительская функция этого произведения – несомненна.