Газета,
которая объединяет

Мир, в котором он живет

Лирическое путешествие по мастерской художника
Рубрика: Хобби№ 81 (1349) от
Автор: Анна Жидких

Самой загадочной точкой культурного пространства считается почему-то театральное закулисье. Да, есть свое очарование в проникновении за занавес, и все-таки закулисье – больше производство, чем тайна. Технологически четкая система с обязательными комплектующими деталями: цеха, репетиционные залы, грим-уборные и т.д. А вот где стопроцентно срабатывает элемент чудесности и непредсказуемости, так это в мастерской художника.

Не потому, что там видишь то, чего увидеть не ожидал, нет. Просто у каждого хозяина рабочего места свой, индивидуальный вариант его обустройства. Оно, конечно, у всех стены завешаны картинами, а на мольбертах стоят неоконченные вещи. Но картины-то – разные, уж не говоря о комбинаторике их размещения и сопутствующем антураже.

Мужик в пиджаке

Воронежский живописец Виктор Бойченко – мастер признанный и авторитетный. Портреты и пейзажи его кисти – постоянные и заметные экспонаты выставок всех уровней, включая международные. А мастерская привлекательна не только сочными авторскими работами в ассортименте: тут, как, опять же, у всякого художника, чего только нет. Синтетические, искусно «замаскированные» под натуральные пионы, засохшие розы, деревянные головки «натурщиц» и даже мужчина в полном расцвете сил и типовом пиджаке – тоже деревянный. Болванка, так сказать, для портрета; на вопрос, есть ли у гражданина имя, Виктор смущенно ответил, что его могут произносить только товарищи…

В компании с моделями – всевозможные бутылки, банки, склянки, нужные для натюрмортов. Старые керосиновые лампы, колченогие ветераны мебельного фронта, штучные самовары и всякая другая посудка… Кстати, о последней: мастер на все руки Бойченко изобрел замечательный метод декорирования кухонной утвари и талантливо им пользуется.

– Надо было выкинуть старый чайник, а я обработал его акриловой шпаклевкой, потом покрыл краской – и получилась такая вот штука, – Виктор показывает ноу-хау – подвешенное на веревочке посреди комнаты необычное кашпо, из которого «растет» вечнозеленый вьюнок. Вторая «штука» – тоже чайник, затейливо покрытый грунтовкой, стоит на столе. И тоже «работает» милейшей плошкой под цветы; дизайнерский дар Бойченко – очевиден. Любовь к цветам – тоже; громадный подоконник (окна в мастерских – обязательно большие) – весь в зелени.

Чайник с пеной

К декоративным поделкам художник пришел после того, как попробовал украсить шпаклевкой обычную деревянную раму для картины: одну, другую, третью. Получилось эффектно – продолжил ряд чайниками.

Чтобы обрабатываемая поверхность получалась фактурной, пришлось даже кисти специальные изобрести – из лески. «Я называю их «мой колонок», – улыбается Виктор, предлагая мне потрогать жесткие «щетинки» кисточки. С помощью такого «колонка», случается, и пейзажи пишутся: те, в которых надо прописывать «тонкости» – миниатюрные живописные линии. Покупным орудием труда этой ювелирной работы не сделать.

Есть в мастерской не менее дивные вещицы – тоже импровизации хозяина.

– Надул воздушный шарик, покрыл его обычной технической пеной. Она застыла – проколол шарик, – Виктор демонстрирует еще одну разновидность подставки под цветы, которая смотрится чудо как экстравагантно. – Шарик лопнул, а пена осталась – той формы, которая ей была придана.

Мир, в котором живет художник Бойченко – действительно мир. Стать его обитателем, пусть на часок-другой, – удовольствие из разряда редкостных и, что немаловажно, интеллектуальных. Спасибо за экскурсию, Виктор!