Газета,
которая объединяет

Преступления и показания

Николай Шишкин доложил об итогах рабочей «пятилетки»
Рубрика: ЧП/Криминал№ 82 (1365) от
Автор: Юрий Бабаян

С отчетом о пяти годах, проведенных в ранге прокурора Воронежской области, в пресс-центре «Интерфакса» отчитался Николай Шишкин. Как водится, без сенсаций, но – по делу.

В начале – о кадрах. Их, по словам Николая Анатольевича, не хватает. Но не всех, а только тех, кто относится к так называемому среднему возрасту. То есть имеются работники опытные, имеются начинающие, а вот тех, кто должен составлять «прослойку», нет. Появились даже случаи назначения на должности районных прокуроров или руководителей структурных подразделений аппарата областной прокуратуры специалистов в возрасте 25-26 лет, чего раньше никогда не случалось. Но это, считает Николай Шишкин, может, даже и к лучшему.

Молодым – дорога

– Если человек показывает хорошие результаты в работе, у него есть потенциал как у руководителя, то почему бы ему не доверить структурное подразделение аппарата прокуратуры области либо районное звено? – пояснил он свою позицию.

Назначение молодых руководителей во многом связано и с тем, что за прошедшие пять лет серьезно изменилась и сама преступность. Не так давно мало кто себе мог представить, что прокуратура будет заниматься игорными клубами, местами круглосуточного пребывания молодежи, а сейчас это – в порядке вещей. Сегодня, к примеру, в качестве новых схем совершения преступлений активно используется жилищно-коммунальная отрасль, недавно еще в качестве новой воспринималась схема рейдерского захвата предприятий через преднамеренное банкротство.

Удар по экстремизму

После ряда громких преступлений, совершенных против иностранцев в начале прошлого десятилетия, в области была изменена система профилактики подобных преступлений, которая, как считает облпрокурор, дает хорошие результаты. Количество преступлений, потерпевшими в которых выступают иностранцы, снизилось во много раз. Более того, сегодня в 4,5 раза чаще именно иностранцы совершают преступления против российских граждан, нежели наоборот.

И эту проблему тоже надо решать. Как? На этот счет у прокуратуры имеется радикальное мнение:

– Еще недавно по приглашениям для работы в Воронежскую область заезжало более 12 тыс. иностранцев в год. Месяц-полтора иностранный рабочий трудился на стройке, после чего увольнялся, но назад не ехал. У него семья, голодные дети, которых он должен кормить любыми способами: либо трудоустроившись, либо совершая преступления. Соответственно, мы высказали пожелания к власти уменьшить эту квоту. Ведь у нас и своих безработных хватает.

Прокурор об этом, конечно, не обмолвился, но уменьшение квоты может привести и к противоположному эффекту – увеличению числа нелегальных трудовых мигрантов. Как раз этот контингент, как правило, наиболее бесправен и подвержен нападкам со стороны «этнического большинства». Но незаконные мигранты, по понятным причинам, обычно и не идут с заявлениями в полицию, соответственно, проходят мимо статистики. А коли нет заявления, то нет и преступления.

Восстановление и утрата

Статистику, надо отдать должное, следственным органам работники прокуратуры постоянно портят. В смысле, увеличивают число зарегистрированных преступлений. Более чем на четыре тысячи в год. Восстанавливаются на учет эти дела из материалов, по которым ранее было отказано в возбуждении уголовного производства. Но, по словам Николая Шишкина, иногда, когда время упущено, собрать доказательную базу, утраченную по вине следователей или оперативников, уже невозможно. В особенности это касается дел по совершению преступлений против половой неприкосновенности.

– Есть неотложные следственные действия, которые необходимо производить в первые минуты, в лучшем случае часы после совершения преступления, – поясняет Николай Анатольевич. – Потом они не дадут положительного результата. Нас очень беспокоит ситуация, когда в ходе восстановления уголовного дела на учет мы безвозвратно теряем улики…

Подобная ситуация, говорит облпрокурор, была характерна и для нашумевшего дела «амурского педофила», когда следователи дважды отказывались возбуждать уголовное дело, что привело к утрате доказательной базы.

К вопросу о казни

На тему борьбы с педофилами – несмотря на то, что громких дел подобной направленности в Воронежской области нет – прокуратура постоянно мониторит ситуацию в этом направлении. Как сказал Николай Шишкин, сегодняшняя шумиха, поднятая по этой тематике в СМИ – не что иное, как попытка средств массовой информации отреагировать на тему, несколько раз озвученную президентом России Дмитрием Медведевым. Всплеска же преступлений данного толка ни в нашей, ни в соседних областях в последнее время не наблюдается. Информацию же о размещении воронежцем в социальной сети «Вконтакте» порнографических материалов с признаками педофилии Николай Шишкин комментировать не стал, пообещав лишь, что когда следствие будет завершено, прокуратура обязательно доложит о его результатах.

Вообще же, добавил Шишкин, подобные дела всегда сложны для расследования, равно как и противоправные действия, совершенные против пенсионеров, инвалидов.

– Преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних, престарелых и других лиц, которые в силу своих физических или психических способностей не в силах защитить себя, всегда были категорией особой сложности, – пояснил он. – Представьте, какие показания, например, может дать пятилетний ребенок, у которого и так психологический надлом на всю оставшуюся жизнь! Как он может оценивать процессуальные особенности тех или иных действий, которые над ним совершались?

Кстати, символичным показался тот факт, что некоторое время спустя областному прокурору был задан вопрос о его отношении к смертной казни. Николай Шишкин не стал «выворачиваться» и ответил честно:

– В обществе, где существуют дикие преступления, не место гуманному наказанию.

Без конфликтов

Говоря о так называемом противостоянии со Следственным комитетом, Николай Шишкин пояснил, что никакого конфликта с управлением СК у прокуратуры Воронежской области быть не может, потому что… Следственное управление СК РФ по Воронежской области используется облпрокуратурой как кузница кадров.

– Человек, не работавший в следствии, вряд ли сможет организовать правильный надзор за расследованием. Поэтому мы берем кадры из СК и наделяем их полномочиями за организацией расследования, – конкретизировал Николай Анатольевич.

Само выделение следствия из прокуратуры прокурор считает абсолютно правильным – и для тех, кто работал в органах прокуратуры долгое время, оно не стало неожиданностью. Другое дело, что при выделении у прокуроров забрали часть полномочий, что привело к снижению защищенности пострадавших от преступлений. Но сейчас эти полномочия начинают возвращаться, и взаимодействие с СК приобретает должные формы.

25 протестов

А вот взаимодействие с органами власти, считает Николай Шишкин, идет плодотворно уже давно, в частности, по вопросу экспертизы нормативно-правовой базы в «нулевом» чтении на предмет возможного выявления коррупционных факторов. По словам прокурора, эта работа увеличила нагрузку на аппарат ведомства примерно на 40 процентов, но, судя по результатам, себя оправдала: за прошлый год, например, 25 документов, принятых структурными подразделениями правительства Воронежской области, были опротестованы прокуратурой. Большинство из них признаны не соответствующими федеральному и региональному законодательству в связи с изменениями, произошедшими в оных.

– Умышленного искажения действующего законодательства органами власти Воронежской области нами не зарегистрировано, – резюмировал Николай Анатольевич.

Ну а, руководствуясь логикой правоохранителей, если что-то не зарегистрировано, то этого и не существует…