Газета,
которая объединяет

«Несговорчивые» молочники

Что выясняли на совещании в Воронеже руководители российских предприятий переработки
Рубрика: Экономика№ 83 (1366) от
Автор: Александр Пылев

Наш город был выбран местом встречи не случайно: совсем недавно новым председателем Российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО) избран Аркадий Пономарев, руководитель и владелец воронежской компании «Молвест». На совещании он официально был представлен топ-менеджерам других перерабатывающих предприятий.

Символично, что время проведения встречи совпало со вступлением в силу нового технического регламента для молочной продукции. Теперь на упаковке должно быть написано именно то, что продукт собой представляет. И только если в его производстве используется натуральное молоко, он может называться молочным.

Закон должен работать

Участники совещания отмечали важнейшее для отрасли значение нововведения. Они неоднократно подчеркивали, что если закон будет «работать», то отразится положительным образом не только на производителях, но и потребителях молочной продукции.

Не секрет, что сейчас в творог, сыр, сливочное масло, мороженое, а иногда и питьевое молоко добавляют как растительные жиры, так и некие производные синтетического происхождения. Теперь использование этих, по сути, технических жиров ограничивается. И те, кто предпочитает дешевое производство, должны будут указывать на этикетке, что потребитель имеет дело с «мороженым с растительным жиром», «молочным напитком» или «сырным продуктом». При этом заменителя молочного жира в таких изделиях должно быть не более 50%. Если же натурального сырья использовано менее половины, то название продукта вообще не должно содержать слово «молоко».

До сих пор борьба между добросовестными производителями и их не совсем честными конкурентами шла не на равных. На полках стояли продукты, имеющие общее название, но абсолютно разные ценники. И слишком часто покупатели выбирали «творог», «сыр» или «сметану» в два раза более дешевые, чем те, что произведены из сырого молока. При этом многие были уверены, что им просто удалось приобрести продукцию недорогих и «экономичных» предприятий. На самом же деле люди употребляли вместо животных жиров, в лучшем случае, пальмовое и кокосовое масла. А ведь их основное использование за рубежом связано с приготовлением шампуней, мыла и технической смазки.

Кто отследит качество?

Воронежский рынок в этом плане выглядит несколько лучше, чем у многих соседей. Наличие столь крупного производителя, как «Молвест», и целого ряда других серьезных игроков, привело к тому, что, скажем, питьевого молока у нас делается в 4-5 раз больше, чем потребляется. Цены на прилавках относительно приемлемые, и «взорвать» рынок поставками дешевого напитка на основе растительных масел вряд ли получится. А вот с сыром, сметаной, творогом и маслом, где использование суррогатов дает многократную прибыль, дело обстоит далеко не лучшим образом. Более 50% сливочного масла, 35% сметаны, 25% творога и сыра на наших прилавках, согласно новому закону, должны будут поменять свои названия – в их производстве использованы жиры неживотного происхождения.

Это позволит добросовестным производителям расширить объемы сбыта: какой бы низкой цена ни была, многие покупатели откажутся есть то, что не является полноценным продуктом. Впрочем, как отмечали участники совещания, на увеличении стоимости натурального молока, а также продуктов из него это практически не скажется. Главная проблема, по мнению переработчиков, в контроле исполнения закона. По словам Сергея Митусова, генерального директора ООО «Городской молочный завод «Лискинский», «на сегодняшний день существует масса предприятий, которые производили молокосодержащие продукты даже после введения технического регламента, выдавая его за продукт ГОСТ»:

– Так будет продолжаться, пока не отработают четкую программу отслеживания качества продукции. Такие полномочия могли бы быть предоставлены Роспотребнадзору. Нужно вводить системное регулирование в данной ситуации.

Большое стадо – маленькие цены

Если же говорить о прогнозе ценовых колебаний на молочном рынке, то, как убежден новый лидер РСПМО Аркадий Пономарев, «серьезных изменений в сырьевой нише не предвидится»:

– Повышение будет – копеек на 50-60 в течение 2 месяцев. Но на потребителях это никак не отразится. Цена на полках уже сейчас запредельная. Именно это и привело к тому, что в последнее время идет снижение спроса на молочную продукцию. Отступать больше нельзя. Необходимо держать цены.

Кроме того, по мнению Аркадия Пономарева, борьба с ценами вовсе не означает, что в ближайшее время вместо живого молока на рынке будет появляться разведенное сухое:

– Этот год с точки зрения климатических и экономических процессов значительно спокойнее предыдущего. И того количества сырого молока, которое производится в европейской части России и Белоруссии, достаточно, чтобы обеспечить население.

Это мнение разделяет и заместитель председателя правительства области Анатолий Спиваков, который принял участие в заседании РСПМО:

– Наш регион имеет одно из самых больших стад молочных коров в ЦФО. А по объемам производства мы уступаем только Московской области. В цепочке «производитель –переработчик – сети» у нас выстроено сбалансированное взаимодействие, так как вопрос молочных продуктов является одним из важнейших для социально-экономической ситуации в области. Кстати, представители не только Воронежской области подчеркивали: сегодня в агрокомплексе нашего региона происходят масштабные изменения, и он превращается в один из главных центров животноводства и переработки молока во всей стране. И появление Аркадия Пономарева во главе РСПМО – своего рода признание воронежского лидерства в отрасли.

Движение вниз

Что же касается итогов совещания, то поставленная перед форумом цель была достигнута – генеральные директора компаний и их замы по сырью смогли получить в процессе общения необходимую информацию. Каких-то единых решений молочники не принимали и не планировали принимать. Как пояс­нил «Берегу» исполнительный директор российского союза предприятий молочной отрасли, кандидат сельскохозяйственных наук Владимир Лабинов, «мы пытаемся спрогнозировать развитие событий на ближайшие 2-3 месяца, но мы ни о чем не договариваемся»:

– Это запрещено законодательством, как картельный сговор. Мы в такие игры не играем. Но, правильно проинформировав друг друга, мы закладываем схожее понимание тенденций развития рынка. Логично, что опытные люди начинают мыслить примерно одинаково.

– Но, может быть, тогда бы стоило подключать к обсуждению и производителей сырого молока?

– Участники союза – предприятия перерабатывающей промышленности. Но среди них немало и тех, кто сам является владельцем объектов молочного животноводства. Считаю, что нет смысла рассматривать вопросы переработки в отрыве от производства и реализации. Поэтому хотя производители сырого молока и не присутствуют на наших встречах, все вопросы, связанные с ними, все равно рассматриваем и разбираем.

– Открытие таможенных границ с Казахстаном как-то повлияет на рынок молока?

– Уровень самообеспеченности его рынка собственной молочной продукцией существенно ниже российского – менее 30%. И он ориентирован на привлечение ресурсов. Но Россия пока не является для Казахстана потенциальным экспортером.

– А какова самообеспеченность молочными продуктами в нашей стране?

– Если говорить в целом, то 82%. Но по сливочному маслу это около 60%, по сырам –менее 50%, в сегменте сухих молочных продуктов – ниже 30%. Да, самообеспеченность в 100% может сложиться только в стране с закрытыми границами, и 10-15% импорта по различным направлениям на полках – вполне нормальный объем. Задачу выйти на самообеспеченность в 90% к 2015 году ставит перед Россией доктрина продовольственной безопасности, принятая три года назад. Добиться этого можно за счет увеличения объемов производства молока. А также – существенного повышения лояльности российских потребителей к отечественному продукту. А она появится при эффективном сочетании низких цен и высокого качества.