Газета,
которая объединяет

Увы!

Рубрика: от
Автор:

2 августа – это не только Ильин день. И не только – День ВДВ. Это еще и великий и страшный день крушения Американской Империи США…

Так я планировал начать колонку, пока штатовские демократы и республиканцы (ослы и слоны, если опираться на символы партий) готовили в стране ко второму августа технический дефолт.

Да, понятно было, что, скорее всего, ослы и слоны сами себя подводить под монастырь не станут. И страну свою от края пропасти отодвинут. И все­таки, думалось, а вдруг?

Но нет, палата представителей США одобрила законопроект о повышении лимита госдолга. За него проголосовали 269 конгрессменов, против – 161. Заметим, как интересно у них распределяются голоса. Это не какие­нибудь вам 400 «за» при двух воздержавшихся. Недаром голосованию предшествовали ожесточенные полуторачасовые дебаты.

В итоге президент Барак Обама объявил о том, что его администрация и лидеры республиканцев в конгрессе пришли к компромиссному варианту увеличения потолка госдолга. Суммы в 2,1 триллиона долларов, на которую повышен лимит, должно хватить до 2013 года, когда завершится потенциальная политическая перестановка в США. А потом все по новой.

Собственно, компромисса, о котором заявил президент Обама, как не было, так и нет. Его партия просто прогнулась, чтобы сохранить еще на какое­то время его формальную власть.

Если кто вдруг не в курсе, закусь в политических верхах произошла вокруг двух путей решения проблемы. Эти пути между прочим одни и те же – что у России, что у США (так говорил недавно в Воронеже и ректор РАНХиГС при президенте РФ Владимир Мау): либо увеличивать налоги, либо сокращать расходы на социалку, то есть – на «простых тружеников».

В США республиканцы (слоны) согласились поднять потолок заимствований на 2,1 триллиона долларов только в обмен на сокращение госрасходов на 1 триллион в течение 10 лет. Говоря по­нашему (или – грубо говоря) – за счет пенсионеров, врачей и учителей.

На неприкосновенности снижения налога для богатых, введенного Дж. Бушем­младшим, настояли республиканцы, получившие большинство в конгрессе. Вот, дескать, и выбирай во власть богатеев – что им страдания Гекубы, то бишь простого труженика? Мало того, нобелевский лауреат Пол Кругман (противник президента США) продолжает считать, что слишком мало истрачено на стимуляцию экономики, нужны еще налоговые льготы для крупного бизнеса. Тут же приходит мысль: вот у нас во власть идет Михаил Прохоров и тоже не скрывает своих планов насчет простых тружеников. Прямо пишет в своих колонках, что работают у нас «мало и плохо», а надо много и хорошо. Как Прохоров.

И у нас, и в США живут от выборов до выборов. И каждый новый год начинается с шокового повышения цен и тарифов. Тут никто, как видится с позиции простого труженика, особо голову над поисками компромисса не ломает. Впрочем, компромисс – это слово, которое в товарно­денежных отношениях выглядит неуместно, чтобы не сказать глупо. Всегда кто­то оказывается в накладе. Или даже – обе стороны, как сейчас в США. Например, республиканский сенатор Линдсей Грэм накануне 2 августа так и сказал: «Если мы даже достигнем компромисса, вместо того чтобы бежать к пропасти, просто продолжим идти в этом направлении». Там, где парламент – место для дискуссий, бывает, рождается вот такая остроумная образность. Там две равно уважаемых семьи ведут междоусобные бои. Российский публицист Феликс Ярошевский заметил по поводу, что устойчивость американской системы заключается в этом неизбежном расщеплении, которое в результате приводит к балансу. И иллюстрирует свою мысль наблюдением за работой муравьев: «Я – о том, как пять муравьев тащат щепку в противоположных направлениях. Если приглядеться – четыре действительно тянут на себя, поднимая ее, а пятый ведет всю эту хореографию в нужном направлении».

А мне в детстве нравилось забрать эту щепку и посмотреть затем, как растерянно ведут себя муравьи. Но только первое время. Потом находят новое занятие. Не исключено, что лучше прежнего. Вот и хотелось, чтобы финансовая система США (а говорим Америка, подразумеваем мир) рухнула. Тем более если пропасть так и осталась прямо по курсу. Нашли бы на год или два раньше новую «щепку», взамен долларового идола. Ведь все равно придется же. Тогда бы очень в тему прозвучал недавний призыв патриарха Кирилла: «Я обращаюсь сегодня ко всем, кто меня слышит... соберем силы как народ, соберем их так, как собирали наши предки, выигрывая войны, продвигаясь на огромные расстояния, осваивая сибирские земли… У России нет другого пути, как быть великим государством, потому что в противном случае России не будет. Пусть поможет нам в этом Господь…»