Газета,
которая объединяет

Поэзия стекла и глины

В музее им. Крамского работает персональная выставка Любови Савельевой
Рубрика: Культура№ 26 (1741) от
Автор: Оксана Мишина

Что называется, лови момент: в областном художественном музее им. И.Н. Крамского на обозрение воронежской публики выставлено творчество заслуженного художника России, члена Российской академии художеств, ведущего мастера отечественного стеклоделия Любови Савельевой. Сказать, что посмотреть это стоит – все равно что признаться в мании величия: журналистские рекомендации против самобытного таланта Савельевой ничто.

Она – без преувеличения, грандиозная. И вовсе не в силу того обстоятельства, что произведения художницы являются собственностью крупнейших музеев России (Эрмитаж, Исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусств) и частных коллекций США, Бельгии, Дании, Великобритании, Швеции. Регалии тут – дело пятое. Главное – личность. Во всех ее творческих проявлениях. Которые и показаны на выставке.

Свой мир

Итак, москвичка Любовь Савельева: стеклянных дел мастер, керамист, график. И, что всего очевиднее, поэт. Пожалуй, последнее «звание» сполна обобщает творчество этого щедро одаренного человека, «породнившегося» с Воронежем благодаря острогожским пленэрам, посвященным Ивану Крамскому. Любовь Ивановна не просто в них, каждой осенью проходящих на родине классика, участвует – выделяется и отношением к делу, и реализацией этого отношения. Где Савельева – там не только художественное «укрощение» пространства и материала, но и узнаваемая эстетика, и правда (чувственная) момента. Вечности, уж извините, тоже.

Посмотришь на работы академика – убедишься без пояснений искушенных экспертов: художница – смельчак, кроме всего прочего. Не боится вынести на публику своеобразный, не перепевающий чужие творческие обретения, отчетливо оформившийся и глубоко индивидуальный внутренний мир. Последнее словосочетание – вдрызг избитое, конечно. Но я не могу и не хочу его пробрасывать; в нашем случае оно – ключевое.

42 графические работы и 24 произведения из стекла и фаянса. По словам автора, все это «добро» существует в ее деятельности и мироощущении на равных правах. На «стекле» – училась в вузе. Керамика пришла как возможность (в ответ на потребность) что-то «лепить руками». А графика живет и здравствует параллельно этим техникам – как способ выражать мысли. Поэтически поданные, подчеркнем еще раз. Стихотворные сборники Савельевой – убедительные тому доказательства.

«Качели с покалеченной душой однообразно мерзли в зимнем парке. Лыжня застыла, натянув пустой свой след среди берез. И каркая, носились птицы с темными глазами. Тревожно…»

Это – строчки из книжки «Утренние потоки», изданной в Москве в теперь уже далеком 2005-м. Более свежий сборник, «Когдатики 2», рожден также в столице – в позапрошлом году. Между ними – фундаментальный красочный фолиант «Любовь Савельева», выпущенный в 2008-м и объединивший воедино труды художницы и поэта: шикарные фотографии работ в разных техниках вперемешку со стихами и статьями искусствоведов, посвященными не только творчеству, но и неординарной личности нашей героини.

За вечностью

«Все жду – откроется та дверь заветная… А что за ней? Ну что за ней? За ветхою… Завешено, заглажено, завещано… За рощею, за ветками, за вечностью». Стихи Любови Савельевой лаконичные и емкие, как ее графика, якобы простецкая. Ничего лишнего, одно точное.

«… И в суете своей ты вдруг заметишь, что все звенит вокруг, что снова ветер с тобою вместе заблудился в крышах, и ты опять к весне крылатым вышел…»

Строчки Любови Савельевой вполне можно считать комментариями и дополнениями к ее рукотворному творчеству (отличающемуся, кроме всего прочего, фамильной савельевской пластикой – эдакая фирменная марка). И там, и там – философия, понять и разделить которую способен, наверное, каждый думающий житель планеты Земля. И Воронеж здесь, что радует – очень даже при чем.

– Принимая участие в ваших пленэрах, я поняла: кроме всех прочих художников есть воронежские, которые творили, творят и творить будут, – поделилась Любовь Ивановна. – Нам, художникам, ничего не страшно, мы ни при каких условиях не пропадем: нет возможности делать нечто технологичное – займемся другим видом творчества. Заводы встали – художники взяли обычные оконные стекла, стали их резать и делать нечто невообразимое. Главное – мысль: она ведет и определяет нашу работу.

Кто бы спорил! Достаточно убедиться в нестандартности подхода Савельевой к созданию ее разножанровых произведений, чтобы сделать вывод: если человека Бог поцеловал – это проявится всегда и всюду. Потому-то отнюдь не юная Любовь Ивановна с ее, уж извините за еще один штамп, неуемной жаждой одухотворенного творчества – как бы вне времени: более молодого человека – поди поищи. И светлого – тоже.

Выставка в музее Крамского проработает по 30 марта.