Газета,
которая объединяет

На сцене и вокруг

Театр оперы и балета представляет новые проекты
Рубрика: Культура№ 27 (1742) от
Автор: Оксана Мишина

Вчера в Воронежском государственном театре оперы и балета давали премьерную «Сильфиду» – романтический балет, отмеченный вторым пришествием на черноземную почву. Впервые на воронежской сцене «Сильфида» появилась в 1984 году. И вот, спустя 30 лет, она опять с нами.

Предметный разговор о чисто художественной стороне спектакля – впереди, пока же – некоторые любопытные подробности с предпремьерной пресс-конференции, которую провел директор театра Николай Попов. На встречу с журналистами пришли также создатели новой постановки и солисты, исполняющие главные партии.

Пять героинь

«Мы возобновили балет «Сильфида», который не шел в театре восемь лет, – коснулся предыстории вопроса Николай Васильевич. – Практически все сделано заново: и музыка, и хореография». А главный балетмейстер Андрей Меланьин подчеркнул: театр, готовясь к постановке, досконально проанализировал свои творческие резервы. И «горд тем, что удалось сохранить ту долю консерватизма, которая необходима для спектаклей классического наследия». Это не новодел сомнительной свежести…

Насчет классики – более чем достоверно: дебютировала «Сильфида» в 1832 году – на сцене Гранд Опера в Париже. Благодаря чему мировой музыкальный театр вступил в блистательную эпоху романтизма. Что же касается воронежского варианта середины восьмидесятых – его прекрасно помнит педагог-репетитор нынешнего спектакля Людмила Масленникова, танцевавшая тогда Сильфиду.

Прима рассказала, что на нашу сцену спектакль в редакции фон Розен перенесла ленинградский хореограф Ксения Тер-Степанова, также сама замечательно исполнявшая главную женскую партию.

– Это очень консервативный человек, – вспоминала балерина. – Она до пальчика, до ми-зинчика выстраивала движения, которые необходимо делать артисту. И очень хочется, чтобы все те нотки, особенности манеры, стиля, все мельчайшие нюансы хореографии сохранились бы в новой «Сильфиде».

О тщательности подхода именно к исполнительской части спектакля говорит потрясающий, на мой взгляд, факт: театр предусмотрел пять(!) составов Сильфид. На главную мужскую партию, крестьянина Джеймса, полюбившего прелестную деву воздуха, назначены четыре артиста.

Следом – Первая мировая

Лучшие Сильфиды, солистки Екатерина Любых и Светлана Носкова, выбраны на два премьерных вечера. В романтическом дуэте с ними – Геннадий Горожанкин и Михаил Ветров.

– Спектакль, вообще говоря, уникален в современной истории балета и очень удобен для нас в репертуарном плане, – продолжил Андрей Меланьин. – За счет того, что линии главных героини и героя, по сути, не пересекаются. Танцовщики физически не контактируют друг с другом. Происходит первый же контакт – и Сильфида умирает. Так что линии героя и героини в хореографическом смысле достаточно независимы. И та огромная часть работы, которая обычно занимает очень много времени – я говорю об освоении трудных дуэтных поддержек, требующих большой нагрузки на ведущих солистов – в спектакле отсутствует. Поэтому два наших главных солиста, самые ценные наши работники, Денис Каганер и Александр Литягин, получили возможность немножко разгрузиться. Чему я очень рад. Как и тому обстоятельству, что трем молодым солистам дан шанс исполнить партию категории А. Очень и очень сложную, травмоопасную, характеризующуюся легкими, трамплинными прыжками, из которых сотканы практически все вариации.

Теперь – к другим новостям театра, тоже значимым. На 24 марта намечено открытие вы-ставки в зрительском фойе – она будет называться «100 лет начала Первой мировой войны – 100 уникальных фотографий». Посетителю предложат реконструкции исторических фотографий, взятых из открытых архивов и частных коллекций. Изображения солдат и офицеров воюющих держав, уникальные снимки императорской семьи, сделанные при посещении Воронежа 6 декабря 1914 года, кадры, запечатлевшие императрицу Марию Федоровну с дочерями в Царскосельском госпитале и Сергея Есенина, служащего санитаром… Моменты далекого прошлого увековечены фотокорреспондентами России, Германии, Австрии.

Гора идет к Магомету

Также в марте, 29 числа, на нашей оперно-балетной сцене в опере Верди «Трубадур» впервые выступят солисты Роман Дюдин (граф ди Луна) и Светлана Дюдина (Леонора). Партию Манрико исполнит Уриэль Гранат, в прошлом месяце дебютировавший в этой роли в воронежском театре. Ввод новых исполнителей в спектакли, закрепившиеся в репертуаре, – всегда новость и, понятно, волнение. Пожелаем ему оказаться приятным…

На весну намечены и мероприятия в рамках социального проекта «Добрые встречи», к реализации которого театр приступил в начале года. В основе – стремление сделать музыкальный (элитный!) театр доступным для тех зрителей, которые прежде не имели возможности его посещать в силу самых разных причин. Кто эти люди? Те же сельчане, которым до «оперы и балета» добраться проблематично. Так вот, гора идет к Магомету: театр будет гастролировать по области. Первый визит в район уже нанесен – в Воробьевский. Там воронежские артисты с успехом отыграли программу «Шедевры мирового балета», состоящую из фрагментов спектаклей классического наследия и современных постановок молодого хореографа Дмитрия Антипова. На очереди – Борисоглебск, который увидит искусство воронежцев совсем скоро. Не забудут в театре и про социально незащищенных граждан: на культурном пространстве места должно хватить всем, туда стремящимся.

В мае воронежская «опера» намеревается принять Московский Пасхальный фестиваль. 4 числа слушателей пригласят на концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

В более отдаленных планах театра – восстановление галереи актерских портретов, некогда украшавших фойе (как оно и должно быть), корректировка логотипа и, главное, многострадальная реконструкции здания. Николай Попов сообщил, что таковая, наконец, случится. И стартует в 2015 году – по предварительной договоренности с губернатором Алексеем Гордеевым. В каком формате и объеме будут вестись работы, пока ясности нет.