Газета,
которая объединяет

Тили-тили-тесто

Классика и современность медового пряника
Рубрика: Хобби№ 85 (1368) от
Автор: Оксана Мишина

К разговору с воронежской пряничницей Светланой Богомоловой подвело не только аппетитное меню, предлагаемое на многочисленных ярмарках мастеров, но и совершенно поразительный факт. Узнала я о нем (как, собственно, и о кулинарном увлечении Светланы, которую прежде знала как аса тестопластики) на недавнем фестивале народного творчества.

Ведущая церемонии открытия, представляя участников, прямо в микрофон рассказала: пряничные фигурки Богомоловой не подвержены старению. Про одну из них, приобретенную на прошлогоднем фестивале, организаторы в суете-заботах забыли. А случайно найдя годовалой давности пряник накануне фестиваля нынешнего, решили продегустировать лакомство. После чего уверяли: оно оказалось как новое – с тонким медовым ароматом, нисколько не зачерствевшее.

Рецепт из музея

Сама Светлана восприняла поразительную историю как должное. Оно и понятно – наши предки, у которых Богомолова научилась медовой выпечке, халтуры не делали. А про вкусное свое хобби рассказала много интересного.

– До революции почти в каждом селе Воронежской губернии лепили пряники. Мастера-пряничники были разные, образы придумывали – каждый свои, очень интересные и со смыслом. И я возрождаю это старинное ремесло.

– Из чего тесто делаете?

– В рецептуре – натуральный мед, корица, мускатный орех. А главное – именно старинный рецепт. Выпекаются фигурки различных форм – коты, зайчики, петушки, лошадки, качалки, которые потом расписываются сахарной глазурью.

Рецепт Светлана нашла музейный – вычитала в статье о воронежских пряниках. Свою лепту в классическую науку тоже привнесла: держит собственную пасеку, поэтому с медом обращается более вольно, чем древние кондитеры.

– Пока научилась печь пряники, – вспоминает мастерица, – сахара перепортила очень много. Сейчас дело отлажено; использую для выпечки обычную духовку, хотя технология процесса – непростая. Рецепт предков, на самом деле, сложный. Тесто готовится очень долго, потом еще в холоде обязательно лежит – и только потом выпекаются фигурки.

Дочки в помощь

Форму мастерица делает по предварительно нарисованному эскизу. У народной культуры позаимствовала не только рецепт: традиционные образы тоже. Сколько «сидит» пряник в духовке – сказать затруднилась: время выпечки определяется строго на глаз – ориентироваться приходится на цвет изделия, который должен стать светло-коричневым. Температура – высокая. А всех тонкостей пряничного дела Светлана обнародовать не захотела: у каждой хозяйки, считает, должны быть свои секреты мастерства. У древних пряничниц они тоже были, хранились строго в кругу семьи. Богомоловой есть, ради кого беречь фамильную тайну: у мамы подрастают две дочки-помощницы. Пока они, конечно, в силу нежного возраста больше любят угощаться пряниками, чем участвовать в их приготовлении, но – всему свое время.

Самое интересное, говорит Светлана, – роспись. Примечательно, что никакой химии для этой цели не используется: единственная краска, которая в ходу – свекольный сок. Он окрашивает классически белую сахарную глазурь в бледно-розовый цвет, и выглядит такая «картинка» так, что просто слюнки текут…