Газета,
которая объединяет

Подписка – в невыезде?

Апрель принес «неожиданную» весть – в России душат печатные СМИ. Прежде всего, рублем: тарифы «Почты России» на доставку подписных изданий на второе полугодие выросли почти в два раза. Симптоматично, что почти одновременно мне попались два выступления на заданную тему – в оппозиционном российском издании «Новая газета» и в областной (учредитель – власть региона) газете «Воронежский курьер».

В материале с кричащим заголовком «Приказано: «Не читать!» «Новая» напоминает, что с кризисного 2008 года до сегодняшнего дня государство компенсировало затраты «Почты России» на так называемую последнюю милю (то есть расстояние от почтового отделения до ящика конкретного гражданина). А теперь, мол, перестало: «до правительства дошло, что «Почту России» надо сделать рыночным предприятием…» В итоге «не только подписчики в регионах останутся без информации, но и сотни тысяч людей могут остаться без работы», делает прогноз газета.

«Воронежский курьер» в материале с заголовком «В блокаде» на примере конкретного микрорайона Воронежа как бы развивает и иллюстрирует тезисы «НГ».

«Жители воронежской улицы Ломоносова в районе областной детской больницы... в информационной блокаде, – с самого начала заявляет автор. – …На весь микрорайон, насчитывающий порядка 10 тыс. жителей, всего два газетных киоска. На одном – вывеска «Роспечать», на другом – «Агентство Роспечать». Однако ведомственные различия не мешают им придерживаться одного стиля работы: НЕ РАБОТАТЬ».

Не лучше, по информации автора «Курьера», обстоит дело и с распространением подписки: «Четырехразовую газету обычно доставляют в почтовые ящики дважды в неделю, а случается, номера газет неделями копятся в отделении связи №87, расположенном на улице Дарвина. На возмущенные звонки подписчиков там реагируют с олимпийским спокойствием, выдвигая «веские» причины: почтальон на полставки, в отпуске, на больничном…»

Откровенно говоря, я преклоняюсь перед подписчиками газет. И даже когда не работал журналистом, относился к подписчикам с благодарной теплотой. Как к скромным хранителям великой традиции, чья связь с реальностью все тоньше. Ведь печатная газета – это сегодня вопрос не столько информационный, сколько – ритуальный. Вообще, те «районки», что мне в последние лет пять­-шесть приходилось читать, оказывались скорее скопищем протокольных бюллетеней, анекдотов и занятных профессиональных ляпов. Но я их просматриваю от случая к случаю, возможно, просто не те попадались. «Не Копенгаген» я и в вопросе подписки и распространения. По поводу «Почты России» имею весьма предвзятое мнение: никаких проблем у «Почты России» нет, кроме той, что она не хочет или уже не может работать.

Поэтому обратился за комментарием к специалисту – председателю комитета облдумы по местному самоуправлению, связям с общественностью и средствам массовой информации Ирине Траньковой. Ирина Вениаминовна признала, что реформы ведомства «не привели к улучшению обслуживания, количество операторов на почте сейчас только сокращается».

– До 2006 года большинство УФПС самостоятельно осуществляло обработку заказов по подписке и все решалось на местном уровне между почтой и издателем. Но потом все УФПС в принудительном порядке попали под опеку «Межрегионального агентства подписки», – вспомнила председатель профильного комитета облдумы. – Может, есть смысл опять вернуться к прежней схеме? Но на это должно быть решение правительства РФ, немедленное вмешательство государства в работу почты. Ведь СМИ и работа почты – это нужные, социально значимые проекты, их надо спасать.

Я тоже верю, что никакого заговора против бумажных изданий у государства нет и быть не может. Наши проблемы – результат закономерного развития событий. С одной стороны, это появление электронных СМИ. С другой – плохая организация работы почты, бездарно отданной на откуп «невидимой руке» рынка.

Очевидно, что без серьезного спонсора не проживет ни одно печатное издание. Есть мнение, что таким спонсором могут стать верные читатели. И это, конечно, в первую голову касается тех изданий, которые стремятся «говорить правду». Зачастую это означает альтернативное официальному мнение по общественно­политическим вопросам («желтые» СМИ, конечно, читают чаще и больше, но, как правило, это не мешает даже постоянным читателям откровенно презирать их).

Если нет спонсора в виде крупного бизнеса, остается только государство. Но зачем государству поддерживать тех, кто его постоянно критикует? У нас ведь не идеальная демократия, а (как на днях на открытой лекции пояснила профессор ВГУ и политолог Александра Глухова) – «полуавторитаризм». Значит, в любом случае все решает Его Величество Читатель. Именно он и проголосует за нужное ему СМИ – рублем, подпиской, интересом.