Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Не без сучка и задоринки
Всякое творчество, включая самодеятельное, имеет смысл лишь тогда, когда есть кому показать его плоды. Необязательно – из утилитарных, чисто практических соображений; человек, всерьез посвящающий себя любимому занятию, просто не может двигаться дальше без оценки со стороны.
С младых ногтей
Воронежская пенсионерка Алла Семеновна Божко уже довольно продолжительное время мастерит поделки из обычных сучков. Впрочем, слово «поделка» звучит несколько уничижительно применительно к ее работам. Это – продуманные и снабженные массой говорящих деталей изделия. Порой – довольно масштабные. Причем только деревом дело не ограничивается; в ход идут и другие материалы, необходимые для создания образа или композиции.
– Алла Семеновна, расскажите, с чего началось ваше увлечение столь необычным видом рукоделия?
– Это с детства шло. Я всегда любила что-то мастерить, работать руками. Сначала делала себе игрушки – деревянные и тряпичные: столы, кровати. Но вскоре по понятным причинам пришлось с этим занятием расстаться: началась война, не до того было. После войны нашлась масса других первостепенных занятий – тоже вроде как не время творить. Вернулась я к любимому делу в педагогическом институте; училась там на физико-математическом факультете. Наш физмат делился по специальностям на «физику с основами производства» и «математику». В «физику» входило изучение слесарных инструментов, строения грузовых автомобилей и тракторов, пайка, сварка, стеклодувное дело. Мы даже практику проходили в авторемонтных мастерских и на заводах. Поэтому у меня была возможность изучить технологии процессов, необходимых для моего хобби.
– А поработать по специальности, учителем, довелось?
– Не смогла: помешали проблемы со здоровьем. И я пошла трудиться на завод. Работала корректором технической информации, техническим редактором, знакомилась с документацией по изобретениям. Позже перешла в лабораторию. Сначала – лаборантом стала, потом – инженером, позже – начальником лаборатории. С этой должности и ушла на пенсию.
Диктат материала
– Получается, творчество сопровождало вас весь послевоенный период?
– Ну, в общем, да. К сучкам, правда, я пришла не сразу. Сначала занималась макраме, вышивкой. А еще была очень хорошим портным. Шила не только платья, юбки, кофты, но и плащи, пальто, любую верхнюю одежду. А когда, в силу проблем со здоровьем, обернувшихся тяжелым инфарктом, появилось много свободного времени – занялась поделками из дерева. Надо было отвлекаться от заболевания – вот я и нашла такое отдохновение. И уже лет восемь работаю с сучками.
– Надо же – разглядеть «творческий потенциал» в таком банальном, буквально подножном материале!..
– Когда я стала заниматься серьезно – поняла: это не просто сучки, это продолжение жизни деревьев. Бывает, начинаешь что-то делать – а оно не идет в унисон с изначально поставленной задачей. Не получается – и все тут! Дерево противится – и никак не удается воплотить задуманное. Тогда я по ходу дела меняю свои планы. И мастерю то, что как бы само собой напрашивается.
– Идею, выходит, диктует сам «первоисточник»?
– Да, получается так. Сучки сами направляют, как бы говорят: «Ты не то делаешь из меня! Сделай вот это!» Сейчас, с опытом, уже почти сразу приходит понимание, во что может воплотиться та или иная заготовка.
Немцы вместо бурлаков
– Расскажите о самых необычных работах.
– Однажды сделала Иисуса Христа. Очень давно хотелось это осуществить, долго искала материал. И вот – нашла: из простой деревяшки получился Иисус, несущий крест. Другая знаковая работа – дева Мария рождает Иисуса. Тут целая композиция – и камни пригодились, и хворост. Была у меня еще одна скульптура девы Марии – ее я подарила Благовещенскому собору.
– Где берете деревянные заготовки?
– На улице. Гуляю – и смотрю под ноги. Поднимаю и прикидываю – выйдет ли что-нибудь из этого сучка? То же самое – с камнями и прочими материалами, которые могут пойти в работу. Сейчас, правда, уже редко выхожу из дома. Поэтому материалы – в дефиците. Попросить кого-то принести – сложно: никто, кроме меня, не поймет, что именно нужно.
– А есть какие-то творческие идеи, пока не реализованные?
– Есть. Знаете репинских «Бурлаков на Волге»? Так вот – я хочу эту композицию представить немножко в другом направлении. Вместо бурлаков сделать солдат. Только пока не решила: русских или немцев. Наших я видела во время войны: ходили мимо дома. Совсем молоденькие, в рваной одежде, разбитые… Но, боюсь, это может кого-то оскорбить, задеть. Пусть лучше в сюжете будут немцы. Немцы расстреливали моего отца – на эту тему тоже есть работа, называется «Расстрел коммуниста». По отцовскому рассказу я и восстановила детали.
Мышь с балкона
– Я так понимаю, работаете вы циклами?
– Да. Есть довольно внушительная серия поделок на военную тематику, сельскохозяйственную, религиозную, спортивную. А еще есть пришельцы. И даже – мужчина с летучей мышью, причем мышь – самая что ни на есть настоящая. Я, правда, немножко недоглядела, и одно крыло ей изрядно подпортила моль.
– А мышь-то – откуда?
– Осенью залетела на балкон. И спряталась под коробки. Там и провела зиму. Но, конечно, холод не позволил ей выжить. И когда я начала разбирать скарб – мышка и нашлась. Потом я ее, согласно общеизвестной методике, засолила, расправила, посушила. И вышла такая эффектная декоративная деталь.
– Работы, я смотрю, существуют в квартире вполне себе по-хозяйски, с автором на равных. Вы все сделанное себе оставляете?
– Что вы! У меня осталась где-то треть, остальное – раздарила. Только сфотографировала эти вещи себе на память.
– А на выставках городских декоративно-прикладного творчества почему вас не видно? Они ведь регулярно проходят, и, насколько я знаю, никому из мастеров нет отказа в участии.
– Вот здесь-то и проблема! Я бы очень хотела участвовать в выставках. Но сама уже не могу заниматься организационной частью такого мероприятия. Года полтора назад еще могла, а теперь – все. Нет здоровья и сил.
Губительная улица
– То есть опыт выставочной деятельности был, причем положительный. Так?
– Да. Но и прежде я не самостоятельно организацией таких показов занималась, во многом помогали социальные работники. Так, общими усилиями, мы и выставляли мои поделки – на разных городских площадках. А теперь остро нужна поддержка не только физическая, но и денежная. Видимо, требуется спонсор. Ведь, к сожалению, за размещение своих экспонатов на многих выставках автору приходится платить.
– Неужели вообще нет «бесплатных» вариантов продемонстрировать свое искусство для таких людей, как вы?
– Мне предлагали один вариант сотрудники управления культуры, но помочь с организацией они не смогли. Да и речь шла о выставке под открытым небом. А у меня, понимаете ли, деревянные работы, то есть – требующие определенного микроклимата. Я ведь даже в комнате, где они хранятся, стараюсь поддерживать постоянную температуру, слежу за степенью освещенности и уровнем влажности; часто полы увлажняю – для того, чтобы поделки не рассохлись. А тут – улица! Не могу на такие условия согласиться; после этого многие работы можно будет просто выкинуть…