Газета,
которая объединяет

Держи меня, соломинка

В чем ловкость рук Лианы Юсубовой
Рубрика: Хобби№ 87 (1370) от
Автор: Анна Жидких

Соломоплетение – дело рутинное и примитивное только на взгляд даже не дилетанта, а совсем уж неофита. Во всяком случае, в руках рамонской мастерицы Лианы Юсубовой это ремесло, требующее развитого пространственного воображения, глубоких знаний и осторожности ювелира, играет всеми своими выразительными гранями – уж не знаю, авторского дара или техники.

Скорее всего, то и другое объединилось в успешный симбиоз качеств и методов – отсюда и результат. Оценивает его народ недвусмысленно: приносит свои творения Лиана Айдыновна на ярмарки мастеров – кучка любопытствующих незамедлительно обступает ее привлекательный стол.

Зверье ее

– С детства было интересно узнать, как плетутся корзинки, – вспоминает Лиана Айдыновна в ответ на просьбу рассказать, что откуда взялось. – Но поучиться этому было не у кого. А потом попалась книжка по лозоплетению – я настолько ей обрадовалась, что купила по двойной цене. И, изучив содержание, начала плести из лозы: корзинки, хлебницы. Первые работы были, конечно, такие, что по прошествии времени я их просто-напросто сожгла, но постепенно дело пошло. Одарила корзинками всех друзей, но подруга, которая знала о моем увлечении, перевела процесс в несколько иное русло. Привезла мне из далекой командировки книжку по плетению из соломки. Я попробовала, освоила предложенные техники – и начала делать такие вот игрушки-безделицы.

Мастерица показывает пару крохотных лапоточков, которые смотрятся невероятно трогательно. Теплейшая штучка, приятная и глазу, и руке, и душе. Ей под стать – мышки, дракончики и змейки, выполненные в объемной технике так называемого крученого шнура; живность, способная служить хозяину верным талисманом.

Лоза, конечно, в сравнении с соломой более функциональна:  предметы, сделанные из нее, можно широко использовать в хозяйстве. Особенно если ты – сельский житель. Но и «бесполезная» соломенная красота вдохновила Юсубову, тем паче предложили вести школьный кружок. С лозой управляться там было нереально: капризный материал, деткам обуздать его технически сложно. Одна подготовка чего стоит…

На позитиве

– И стала я заниматься с учениками соломой, – рассказывает Лиана Айдыновна. – Она легче и проще в работе для ребенка. Так увлеклась, что и сама на соломоплетение перешла – практически полностью.

Поделиться опытом и перенять его у единомышленников не получается. Мастеров, которые выкладывают из соломки картины, хватает, а тех, которые, подобно Юсубовой, мелочевку сувенирную изготавливали бы, – нет.

– И меня и куклы есть – большие и среднего размера, – продолжает мастерица. – Они в транспортировке сложны, поэтому вывести, что называется, их в люди редко когда удается: стоят дома.

Беречь уникальные экземпляры смысл есть: солома – материал не только нежный, но и трудный в заготовке. Потому что это вовсе не то «сено», которое можно на любой лужайке граблями нагрести.

– Пока не убрали пшеничную солому в поле, режу ее серпом, приношу снопы домой – сушу, обрабатываю, разрезаю на узелки и междоузелья, сортирую по коробочкам, – гостеприимно приглашает на творческую кухню мастерица. – Вообще раньше плели в основном из ржаной соломы. Ее использовали как более длинную – рожь-то ведь была такой, что в ней человек скрывался. Но сейчас рожь у нас совсем не сеют, поэтому пшеничной соломой пользуюсь. И немножко овсяной – у нее оттенок свой, более теплый.

По мне – все предметы, сделанные Юсубовой, – именно теплые. Главная составляющая позитивной энергетики…