Тройственный союз
Выставка, открывшаяся на днях
в художественной галерее «Нефта», объединила произведения Людмилы Дедовой,
Дмитрия Лялякова и Оксаны Алексеевской. Выпускники воронежского художественного
училища, ученики одного преподавателя, известного воронежского художника
Александра Старилова, решились на «Эксперименты»; именно так называется
выставка.
Искаженная реальность
Три молодых художника, предложивших воронежцам свои «Эксперименты», подчеркивают: учитель сыграл важную роль и в жизни, и в творчестве каждого из них. Говорят, что Старилов учил не рисовать, а «видеть», не быть зашоренными. Только такой подход к делу дает художнику возможность самореализоваться «посвоему», в какой бы технике он ни работал…
А технику авторы сегодняшней «Нефты» демонстрируют разную: графика, живопись, стекло. Дедова, Ляляков и Алексеевская решили поэкспериментировать с материалом, формой, пространством – и, в принципе, не прогадали.
– Меня часто спрашивают о стиле, в котором выполнены мои работы, – рассказывает Дмитрий Ляляков, поместивший в экспозицию живописные работы. – Это достаточно сложный вопрос, поскольку я никогда не придерживался конкретного стиля. Наоборот, пытался делать чтото новое, свое. Смешивать, соединять несовместимое. Смотреть на мир под неправильным углом. Отсюда и работы со странными композициями и несовместимыми материалами; сейчас, например, сочетаю масляные краски и шариковую ручку… Мне нравится игра слов и смыслов, интересны нотки сюрреализма. Меня вдохновляет все что угодно – реальность, которую можно исказить для того, чтобы преподнести както иначе. Хочу, чтобы люди, которые смотрят на мои работы, могли увидеть действительность поновому, а не так, как принято. Чтобы эта действительность заставляла их задуматься о чемто кроме того, что есть в окружении.
Дамские штучки
Женская часть экспозиции в какойто степени диссонирует с мужской. Стеклянные изыски Людмилы Дедовой – слагаемые стильного интерьера, который не нуждается в глубокомысленном изучении. Это красота как таковая, оформленная и поданная должным образом. Правда, с явным интеллектуальным посылом: видно, что красоту эту умный человек делал и на умного зрителя рассчитывал.
– Работа со стеклом манила меня с детства, но казалась сказочной и недоступной, – признается Людмила. – Но в 2008 году я узнала о фьюзинге – технологии спекания стекла. С тех пор цветное стекло стало средством выражения моих замыслов. Есть в этом чтото от алхимии, когда в недрах печи раскаляются докрасна и плавятся, спекаются друг с другом кусочки цветного стекла, рождая нечто новое. И это новое неподвластно старению и изменению цвета. Работать со стеклом – удовольствие: роскошь и пластичность этого материала рождает новые замыслы, толкает на эксперименты.
Оксана Алексеевская выступает с рисунками – озорными, обаятельными и добрыми. Нередко – неожиданными. И, еще раз спасибо Старилову, также дающими понять, что автор перед нами – рефлексирующий и думающий.
– Родилась, училась и живу в Воронеже, мне тут нравится, – представляется зрителю Оксана. – ВХУ окончила в 1987 году. С тех пор рисуюрисуюрисую, чаще всего – на бумаге тушью. Потому что завораживает процесс: он медленный и отчасти медитативный. Чернобелая графика представляется мне совершенной, но часто приходится портить картинки цветом, о чем не жалею; усложнить задачу бывает весьма полезно. Жаль, что многие графические замыслы пока остаются нереализованными, но, с другой стороны, всегда есть нечто интересное впереди, есть рисунки, которые только предстоит сделать. А значит, жизнь приобретает новые смыслы и измерения.