Газета,
которая объединяет

Что она лепит!

Форма и содержание глиняной игрушки
Рубрика: от
Автор:

Рамонская керамистка Людмила Островерхова – из породы тех мастеров, которые секретами мастерства делятся охотно. Не боятся, получается, конкуренции, что закономерно: всякий умелец, наработавший собственную систему технических приемов и выразительный творческий почерк, неповторим. Выйти в тираж опасаются только бездари, а Людмилу к этой категории граждан отнести невозможно.

Фигурки зверушек и миниатюрные сюжетные куколки, расписные колокольчики и декоративные тарелочки – глиняный арсенал мастерицы отличается широким спектром. А откуда навыки? Одного ведь желания творить красоту мало – слишком просто было бы…

Не минутное дело

– В свое время я работала на рамонской фабрике керамики, где культивировались образцы росписи на основе народных рисунков, – объясняет Людмила. – Художественной росписью как раз и занималась. А училась на художника – благодаря этому, наверное, и дошли руки до глины…

Глину Островерхова копает самостоятельно; по ее определению – «везде». И местные ресурсы использует (благо, Рамонь до сих пор ими славится), и привозное сырье уважает. В ходу – метод проб и ошибок: подойдет глина для лепки, не подойдет – показывает только практика.

Небольшой домик Людмилы легко принять за мастерскую («пытаюсь в ней поместиться между всеми приспособлениями, необходимыми для работы»). В интерьере – турнетки, маленькие такие металлические столики, способные вращаться вокруг своей оси, гончарный круг, печь для обжига. Ну, и мелочевки всякой хватает: стеки, ножики, кисточки, штырьки и т.д.

Беру на ладонь симпатичную мышку с кокетливой бабочкой-бантиком: и игрушка славная, и сувенир яркий. Сколько же времени уходит на создание такого зверька?

– Много, – на секунды задумывается Людмила. – Сначала нужно глину приготовить, а это процесс длительный. Где-то час тратится на то, чтобы потом слепить из готовой глины фигурку. Дальше она обжигается и доводится, что называется, до ума: надо покрасить изделие, ленточку привязать.

Простота лучше воровства

Освоение новых моделей – под прицелом любого состоятельного творчества. И Островерхова здесь неоригинальна: очень, признается, хочется постоянно наращивать глиняное «поголовье». Прибавилось бы часов в сутках, а идей в голове – полным-полно.

– В Интернете, наверное, что-то подсматриваете?

– Ни в коем случае. Я не сторонник того, чтобы мастера друг у друга воровали. Считаю, каждый должен придумать свое – тогда это будет интересно… Конечно, иногда чужое творчество как бы опосредованно что-то навеет: какой-то единичный элемент, свежий ход – как максимум. Просто увидишь, как вещь сделана другим человеком – и уже чему-то научишься.

Про свою квалификацию Людмила говорит: основами владею всеми, а различных нюансов можно нарабатывать и нарабатывать бесконечно. Все дается опытом. И умением думать, как бы кто ни изумился…

Отдельная тема – роспись; ее мастерица наносит на изделие при помощи обычной аптечной груши. Чуть отрезается носик, в получившееся отверстие вставляется полый поводок нужного диаметра – и через него, как из иглы шприца, выдавливается тоненькая «линия» краски. Ей легко придать любую форму: вопрос тренировки. А что касается самого изображения – тут в ходу элементы как авторские, так и позаимствованные «из глубины веков»: те же елочки (дерево жизни), ромашка, репей.

Последний символ – конкретно воронежский. Очень, знаете ли, приятная разновидность патриотизма: не на словах – на деле.