Газета,
которая объединяет

Открытость, качество, контроль

Владимир Нетесов – о будущем воронежской «коммуналки»
Рубрика: Политика№ 65 (1780) от
Автор: Юрий Бабаян

В начале июня  в Челябинске прошел Всероссийский форум «ЖКХ – новое качество». Как уже сообщал «Берег», в его ходе была принята резолюция, на основе которой председатель правительства РФ Дмитрий Медведев уже отдал министерствам и ведомствам ряд поручений, касающихся в том числе ограничения роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Ряд предложений, внесенных в резолюцию, был подан членами воронежской делегации, возглавлял которую секретарь регионального отделения партии «Единая Россия», вице-спикер Воронежской областной Думы Владимир Нетесов.

О том, как проходил форум, каких кардинальных изменений можно ожидать для коммунальной отрасли в его результате, Владимир Иванович на днях рассказал журналистам.

Воронежский опыт – в резолюцию

– В ходе форума были приведены результаты интересного исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, – говорит Владимир Нетесов. – Они показывают, что жилищно-коммунальная отрасль является наиболее волнующей для людей последние 20 лет. В ближайшие 20 лет, говорят социологи, такой порядок вещей не изменится. И статистика по Воронежской области подтверждает эти данные: из 450-500 обращений, приходящих в общественную приемную лидера партии Дмитрия Медведева, примерно 60 % касаются именно вопросов, связанных с ЖКХ.

На форуме, говорит секретарь реготделения «Единой России», работали четыре площадки: «Модернизация жилищного фонда и расселение аварийного жилья», «Повышение качества жилищно-коммунальных услуг», «Лицензирование управляющих компаний», а также «Обеспечение и формирование платежей за жилищно-коммунальные услуги». В работе каждой из них активное участие принимали представители воронежской делегации.

Так, воронежцы обратили особое внимание участников форума на необходимость скорейшего принятия нормативно-правовых актов в части лицензирования управляющих компаний, на проблемы капитального ремонта многоквартирных домов, предложили упростить систему проведения общих собраний собственников жилья с целью повышения оперативности принятия решений по содержанию многоквартирных домов. Обсуждались в ходе мероприятия и проблемы ресурсоснабжающих организаций, а также ограничение роста тарифов за коммунальные услуги и возможность долгосрочного планирования тарифного регулирования.

– Премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что тарифы не могут меняться дважды в год, нужно ограничить их рост, – пояснил Владимир Иванович. – И уже 16 июня он собрал по этой теме заседание правительства России, на котором обсудил итоги форума и отдал ряд указаний, направленных на решение имеющихся проблем. Так, повышаться тарифы теперь смогут не чаще, чем раз в год, и не более, чем на уровень инфляции. Это ограничение будет действовать как минимум до 2018 г. Кроме того, до 2016 г. должен быть обеспечен переход к долгосрочному тарифному регулированию.

Один дом – одно ТСЖ

Также на форуме обсуждался положительный опыт работы коммунальной отрасли в ряде регионов. Например, в Воронежской области. Были приняты к сведению предложения воронежских делегатов, в частности о том, чтобы ограничить уровень ответственности одного товарищества собственников жилья одним же домом. Сегодня нередки ситуации, при которых одно ТСЖ обслуживает даже несколько десятков домов, но есть и обратные примеры: например, когда на 9-подъездном многоквартирном доме создается девять ТСЖ.

– Если мы говорим о прозрачности услуги, то понимаем, что человек в любой момент должен получить ответ на интересующие его вопросы коммунального характера, – поясняет Владимир Нетесов. – А при подобных ситуациях случается так, что ТСЖ существуют фактически лишь на бумаге – у них нет даже человека, который мог бы контактировать с собственниками.

Ограничение зоны ответственности ТСЖ одним домом важно, в том числе при решении вопросов, связанных с начислением платежей за общедомовые нужды (ОДН). Секретарь воронежской «Единой России» убежден: ОДН должны в ближайшее время уйти в прошлое. Как? За счет организации системы контроля собственников над потребляемым ресурсом.

– Нужно обязательно ввести раздельный учет ресурса, поставляемого жителям и коммерческим организациям, арендующим или выкупившим помещения в доме, – уверен Владимир Иванович. – Жители не должны платить по ОДН за ресурс, поставленный этим организациям и использованный ради извлечения прибыли. Остальные же общедомовые расходы должны контролироваться советом дома. Управляющая компания не должна иметь права монопольно начислять суммы по своему усмотрению. Тем более в ситуации, когда эти деньги потом часто даже не доходят до поставщиков.

Вовлечь неравнодушных

Владимир Нетесов считает, что сегодня в Воронежской области для решения проблем отрасли ЖКХ нужно, прежде всего, повысить информированность граждан о процессах, в ней происходящих, обучить их основным принципам содержания общедомового имущества. Для этих целей уже создана общественная организация «Жилищный контроль», в скором времени в регионе начнет работу и соответствующий партийный проект «Единой России».

Проект будет направлен не только на обучение граждан и оказание им консультативной помощи, но и на выстраивание диалога между ними и органами исполнительной власти, эксплуатирующими организациями. Кроме того, участники проекта, планируется, будут принимать участие и в решении вопросов, связанных с поиском источников для финансирования отрасли.

Секретарь регионального отделения «Единой России» рассчитывает, что партийный проект привлечет как можно больше активных жителей к управлению многоквартирными домами.

– Многие думают, что проблему за них решит более активный сосед, – говорит Владимир Иванович. – У многих нередко не хватает времени для решения жилищно-коммунальных проблем, поэтому они накапливаются. С помощью партийного проекта, во-первых, мы надеемся увеличить число неравнодушных жителей, которым дадим в руки рычаги воздействия на ситуацию. Во-вторых, попробуем найти новые формы вовлечения людей в этот процесс. Взять хотя бы возможность организации электронного голосования по тем или иным решениям, принимающимся общим собранием собственников – это должно значительно повысить число тех, кто будет действительно задумываться о судьбе своего дома и принимать решения по его содержанию. А так, сегодня многие просто не находят времени, чтобы просто прийти и поинтересоваться, например, за что конкретно они платят? И этим подчас пользуются недобросовестные управляющие компании.

В ТЕМУ

Делить иль не делить?

В ХОДЕ пресс-конференции Владимира Нетесова также была затронута предстоящая реформа системы местного самоуправления в РФ – соответствующий Федеральный Закон уже принят Государственной Думой РФ в двух чтениях. Журналистов интересовало, что она может принести Воронежской области?

Владимир Иванович уверен: основная цель предстоящей реформы – перейти от системы сжатия и уравниловки при формировании бюджетов муниципальных районов к системе их развития.

– Сегодня ситуация такова, что ряд территорий имеет достаточную наполняемость бюджета и может разрабатывать программы собственного развития, а другие не имеют практически никаких источников дохода и не в состоянии обеспечить выполнение обязанностей, наложенных на них Федеральным Законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Соответственно, они вынуждены стоять с протянутой рукой. Изменения, заложенные реформой местного самоуправления, позволят устранить эту несправедливость.

По словам Владимира Нетесова, для того, чтобы переломить ситуацию, необходимо принять ряд решений, направленных на перераспределение, в том числе налоговых платежей. Так, налог на доходы физических лиц, убежден вице-спикер облдумы, должен платиться не по месту регистрации работодателя, а по месту проживания сотрудника. Кроме того, можно перераспределить и средства, выплачиваемые организациями и гражданами в рамках имущественных налогов.

Серьезный вопрос в процессе реализации этой реформы будет касаться развития областного центра. Стоит ли оставить здесь прямые всенародные выборы мэра или же перейти к системе назначения сити-менеджера? Сохранить ли внутреннее деление Воронежа, как оно есть, или создать тут городской округ с внутригородским делением, чтобы в каждом его районе формировались свои органы представительской власти, которые потом делегировали бы своих представителей в гордуму?

Владимир Нетесов пояснил: решение будет приниматься непосредственно населением Воронежа.

– Мы готовимся организовать масштабное общественное обсуждение предстоящей муниципальной реформы с привлечением к нему самых широких слоев населения, – сказал Владимир Иванович. – Если мы хотим, чтобы область развивалась, мы должны совместно выработать ту системную модель, которая будет позволять это делать и соответствовать современным реалиям.

Времени для обсуждения, к слову, будет не так много: после принятия Федерального Закона регионам будет дано только шесть месяцев для того, чтобы местные законодательные собрания определились с тем, какой из четырех вариантов структуры местного самоуправления они выберут.