Газета,
которая объединяет

Клаксон им в глотку

Рубрика: Колумнистика№ 67 (1782) от
Автор: Юрий Бабаян

Жильцы многоквартирных домов в Воронеже и области смогут в скором времени начать спать спокойно – в прямом смысле этого слова. Облдума приняла в первом чтении закон «Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Воронежской области», который, несомненно, придется по душе основному количеству населения.

Кто будет явно не в восторге от его принятия – так это, например, владельцы машин, любящие бросать их на ночь во дворах, обеспечивая сохранность за счет звуковой сигнализации. В итоге сами автолюбители спят сном праведников, а вот их соседи вынуждены просыпаться по несколько раз за ночь от визга автомобильной сирены.

К таким соседям, в частности, отношусь я сам. Поэтому предложения группы областных депутатов поддерживаю обеими руками. Но считаю, что оно – все равно половинчатое, не решающее и малой части проблем парковки автомобилей во дворах.

Вообще, конфликт владельцев машин и «бесколесных» жителей заложен в самом факте владения транспортным средством. Это на Западе автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. В России же его «роскошный» статус, заложенный в советское время, никто еще не отменял. Поэтому каждый, сумевший скопить хотя бы 50-­70 тыс. руб., считает себя прямо­-таки обязанным приобрести какой-­нибудь автохлам, чтобы гордо сказать: «теперь и я принадлежу к касте избранных»! Но так как денег больше ни на что уже не хватает, паркует свою драгоценную убогость прямо во дворе.

Да и те, кто побогаче, и могут себе позволить приобрести машину подороже, о покупке гаража зачастую и не думают. И их понять можно: если во дворах круглые сутки обитает убитая «классика» от «АвтоВАЗа», то почему их не самые дешевые машины не имеют право занимать то же самое пространство? Да и удобно, не надо идти пешком в гараж…

Отсюда итог: авто массово стоят на детских площадках, тротуарах, закрывают подъезды ко входам в подвалы и к контейнерным площадкам. И на любое справедливое замечание окружающих их владельцы с важным видом отвечают: «А что нам еще делать? Парковок­-то в городе не строят! Власть же и не подумает!..»

Вообще, обвинять во всех грехах власть – это отличительная особенность русского человека. Но, обвиняя, никто почему­-то не задумывается над тем, что власть никого не понуждает приобретать автомобили. Машина для многих – это средство комфорта, способ показать, что они – не хуже других. Так почему за банальные «понты» (а по сути – комплексы) должны расплачиваться управы, мэрии и областные правительства-­администрации? Скорее уж, к власти должны быть претензии у «бесколесных» граждан и тех, кто ставит свои автомобили в гаражи. Почему они должны нести неудобства из-­за того, что их соседи захламляют своими транспортными средствами дворы? Почему не видно усилий по освобождению дворов от объектов, которых там попросту не должно быть?

Ответ на последний вопрос прост: к сожалению, у власти нет для этого законодательных рычагов. Не так давно, например, депутат Воронежской областной Думы Вячеслав Астанков вышел с предложением к коллегам выступить с законодательной инициативой в Госдуму о введении административных штрафов за стоянку во дворах машин грузоподъемностью более 3,5 тонн. Вроде, в «Правилах дорожного движения» такой запрет существует, а вот КоАП наказания за это нарушение не предусматривает. Но даже если федеральные парламентарии поддержат эту инициативу, проблема все равно не решится – отнюдь не грузовики формируют сегодняшнюю ситуацию во дворах. Совсем не они. Недавно, например, мне рассказал сотрудник о том, как возле его дома мусоровоз битый час не мог подступиться к контейнерной площадке, потому что путь преградила обыкновенная малолитражка, хозяин которой долгое время не реагировал на все попытки водителя «КамАЗа» привлечь его внимание. И подобных примеров в одном Воронеже можно насчитать тысячи. Но законодательно оформленных запретов на такое хамство в России, к сожалению, не существует.

Мы много говорим о культуре за рулем, киваем в этом вопросе на страны Запада и Востока. Киваем, не понимая, что хаотичная парковка – это тоже вопрос культуры, а не «безразличия чиновников», как его хотят представить многие автолюбители. Впрочем, к власти тут претензии тоже должны быть. Ведь формирование этой самой культуры – ее прерогатива.

К сожалению, культуру иногда нужно насаждать – через запреты, штрафы и прочие репрессивные меры. Насаждать, если общество отказывается «окультуриваться» по доброй воле. Потому что в таком вопросе, как, например, хаотичная парковка, бескультурье фактически отрицает какой­-либо порядок на территории вообще. А этот факт не может не беспокоить власть. Соответственно, рано или поздно ей придется запрещать парковку во дворах – и не только грузового автотранспорта. Хотелось бы, чтобы это произошло побыстрее…