Газета,
которая объединяет

Из одного колодца

Лидер «Мегаполиса» Олег Нестеров – о своей группе и не только
Рубрика: Культура№ 78 (1793) от
Автор: Сергей Попов

Не так давно наш город посетил выдающийся музыкант, лидер «настоящего московского ансамбля» по имени «Мегаполис», продюсер, президент звукозаписывающего лейбла «Снегири-музыка», писатель Олег Нестеров.

Абсолютное околомузыкальное большинство воронежцев, пришедших на встречу с Олегом, он заинтересовал именно в качестве продюсера. Нестерову было вручено огромное количество «болванок» с демо-записями артистов, желающих, очевидно, оказаться в каталоге «Снегирей».

Идущие вместе

Ситуация понятна: все хотят «раскрутки», и желательно – на ровном месте. «Берег» же поговорил с Нестеровым о «Мегаполисе». То есть я пообщался именно с музыкантом, а не с продюсером. Это показалось более логичным: мало того, что «Мегаполис» – одно из самых достойных явлений российской рок-музыки, так еще и информационный повод есть. Этой весной группа представила слушателям новую работу – двойной компакт-диск и двойную виниловую пластинку «Из жизни планет».

Новый альбом – не просто альбом как таковой. «Из жизни планет» – это музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х годов. И не абстрактным, а реальным, существующим, но – невоплощенным. Музыканты полезли в архивы, нашли сценарии, выяснили причины, по которым фильмы так и не были сняты. И сделали мультимедийный проект «Из жизни планет», включающий в себя как альбом, так и сайт, содержащий множество информации по теме.

– Несколько лет назад вы, Олег, опубликовали серию колонок на одном из популярных интернет-ресурсов. Там, помимо прочего, описывался рецепт создания хорошей музыки. Но ведь явно эта формула была выведена не сразу. Пока вы ее не знали – как создавалась музыка «Мегаполиса»?

– Поначалу мы практиковали коллективное сочинительство. То есть садились в кружок и играли, что в голову придет. Какое-то время играли даже не песни – просто музыкальные фрагменты, непонятно откуда возникающие. Потом стало приходить «настоящее»: мы фиксировали идеи на свои портостудии и вместе делали из этого композиции. Так появилось большинство «мегаполисовских» песен в девяностые. А уже на вышедшем четыре года назад альбоме «Супертанго» я несколько вещей сочинил полностью самостоятельно. Хотя, конечно, все равно их «доводили» на репетициях всей группой.

Замысел жизнеспособнее автора

– Когда вышел «Супертанго», вы говорили, что это, возможно, последний альбом «Мегаполиса». Пластинка, мол, на сто процентов искренняя, смысла врать нет никакого. И вот появился новый альбом – «Из жизни планет». Он у авторов вызывает уже другие ощущения?

– Да, «Из жизни планет» – это совсем другое! Мы совершенно точно попали в иное измерение вместе с новой музыкой. Нам даже сложно играть ее на концертах вместе с песнями из «Супертанго». Все это звучит, как произведения разных групп. Два разных альбома – абсолютно о разном. Новая пластинка утверждает, что любой замысел более жизнеспособен, чем его автор. Идея, в отличие от человека, не существует во времени: нет разницы, когда именно она воплотится: через три минуты или через три года.

– «Лицо» рок-группы, как правило, определяют гитаристы. У «Мегаполиса» за всю его историю сменилось несколько гитаристов. Но изменения в саунде при этом произошли минимальные. За счет чего?

– Потому что все черпается из одного колодца. Мы погружаемся в одни и те же сферы. И какая разница, кто именно не понимает, что происходит? Человек – всего лишь инструмент для реализации замыслов. Естественно, люди отличаются друг от друга, но все, кто когда-либо играл в «Мегаполисе», одинаково прекрасны. У них есть и глубина восприятия, и свобода. Один из наших гитаристов сейчас работает в группе «Звери», другой – в «Серьге». Но в прочих коллективах гитарист не может заиграть так же, как здесь.

– Сразу после выхода «Супертанго» было анонсировано переиздание дискографии. Обещали выпустить даже не изданные ранее на компакт-дисках альбомы. Почему до сих пор ничего не вышло?

– Если бы я активно занимался прошлым, некогда было бы думать о будущем. Когда найдутся люди, которые захотят заняться переизданием «Мегаполиса» – мы вместе все сделаем. Но я не хочу злоупотреблять служебным положением и переиздавать себя на своем же лейбле.