Игра в шашечки
69 нелегальных таксистов выявлено с начала июля в ходе 12 совместных рейдов сотрудниками регионального ГУ МВД России и департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области.
Маленькие хитрости большого извоза
Впрочем, для миллионного города 69 нелегальных таксистов – это капля в море. Достаточно посмотреть хотя бы на число тех, кто «дежурит» на остановках общественного транспорта – специальное разрешение (лицензия) имеется едва ли у половины из них. Но даже при таком их количестве отнюдь не «остановочные бомбилы» составляют основное количество правонарушителей в сфере таксомоторных перевозок.
По словам начальника отдела транспортной инфраструктуры и логистики департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Алексея Борсякова, сегодня в Воронежской области работает 5600 официально зарегистрированных таксистов. Притом что с 2011 года, когда было введено лицензирование этого вида деятельности, в регионе выдали 8640 подобных разрешений. Более трех тысяч «извозчиков» аннулировали лицензии в добровольном порядке. Но неужели все они сменили сферу деятельности?
– У меня имелась лицензия, когда я был индивидуальным предпринимателем, – поясняет водитель-нелегал Андрей, с которым корреспондент «Берега» проехал из центра в Северный микрорайон. – Но когда предпринимателей обязали платить по 36 тыс. руб. в год в виде страховых взносов, ИП мне пришлось закрыть. Соответственно, о лицензии говорить стало лишним. А в официальное такси идти я не хочу – меня устраивает собственные график и место на остановке.
Таких, как Андрей – масса. И они постоянно идут на различные хитрости, чтобы избавиться от внимания правоохранительных органов и мировых судей. Например, ставят «колпак» в цвете, отличном от желтого, не на крышу, а под лобовое стекло. Потенциальный пассажир в любом случае заметит, а вот суд, скорее всего, даже при составлении полицией протокола на такого предпринимателя штраф налагать не станет. Некоторые вообще не выставляют опознавательных знаков: их контингент – постоянные клиенты из числа жителей окрестных домов и старые проверенные пассажиры, заказывающие услугу по перевозке с помощью телефона.
Конкурент на связи
Однако не все официальные фирмы такси считают «остановочных бомбил» конкурентами себе. Во-первых, ценовая политика последних сопоставима с их политикой и даже выше. Во-вторых, у нелегалов, стоящих на остановках, есть одно преимущество, которого никогда не смогут достичь фирмы, организованно работающие на законной основе: это скорость предоставления услуги. Если «фирменная» машина должна добираться до клиента зачастую по пробкам и из другого конца района, то «бомбила» всегда рядом. А вот диспетчерские фирмы, организующие целый нелегальный таксомоторный бизнес, действительно являются серьезной проблемой для тех, кто работает в установленных законодательством рамках.
Сотрудники таксопарков признают: условия работы у них жестче: и план выше, и присутствуют обязательные технический и медицинский осмотры. Вот и идут многие водители не в официальное такси, а в такие фирмы, работу которых проследить зачастую не представляется возможным. Деньги за предоставление диспетчерских услуг, как правило, списываются этими фирмами с телефонов водителей, а снижение издержек серьезно уменьшает и цену каждой конкретной поездки, что нередко делает официальные такси неконкурентоспособными на рынке.
Однако у этой медали имеется и другая сторона: снижение уровня безопасности пассажира, садящегося в автомобиль, находящийся в непонятно каком статусе. Равно как и его водитель, к слову. И если «остановочный бомбила», как правило, за состоянием своей машины следит исправно (как-никак, она – источник его постоянного дохода), то вот молодежь, выезжающая вечером поработать 3-4 часа на заказах от диспетчера (чтобы заработать на мелкие расходы), этим вопросом задается не столь часто. А уж про состояние самого водителя говорить не приходится.
Еще более печален тот факт, что даже при всем желании работники правоохранительных органов не могут вычислить всех тех, кто неофициально занимается извозом, по причине отсутствия на их автомобилях опознавательных знаков. А как показывает новейшая история, даже их вычисление еще не означает неотвратимого наказания: на сегодняшний день, по информации ГТРК «Вести Воронеж», из 69 протоколов только 5 преобразились в реальные денежные штрафы…
Кстати
Независимая социологическая служба «Ваше мнение!» специально для «Берега» провела телефонный опрос населения г.Воронежа на тему: «Каким такси вы предпочитаете пользоваться?» 56% опрошенных выбрали вариант ответа «Любым, лишь бы подешевле». 32% признались, что вообще не пользуются такси, и лишь 12% отметили, что вызывают лицензированных перевозчиков.