Без страха и упрека
В минувшие выходные в воронежском цирке начались гастроли новой программы с «говорящим» названием «Королевские тигры Суматры».
Четырнадцать свирепых хищников под руководством народного артиста России, лауреата Государственной премии и единственного в мире укротителя, получившего высшую золотую награду Международного циркового фестиваля в Монте-Карло Николая Павленко по мановению дирижерской палочки «маэстро» выделывают такие трюки, что невольно в голову закрадывается мысль: «Да он маг какой-то!»
Интеллигентов «на ковер»
Последний раз «полосатый рейс» Николая Павленко пролегал через наш город 3,5 года назад, и вот снова воронежцы могут увидеть эту уникальную программу. Программа, к слову, за прошедшее время стала качественно лучше. Теперь это не только сильные цирковые номера, но и оформленное «по последнему слову техники» шоу – с лазерами и прочими спецэффектами.
Конечно, лето – не самая удачная пора для цирковых представлений (раньше в это время цирк всегда был в отпуске – прим. авт.). Детвору развозят по лагерям, деревням и курортам, а в первую очередь цирковая публика – это, конечно, дети. Но шоу «Королевские тигры Суматры» будет интересно абсолютно любому поколению. Здесь даже коверные не такие, как обычно. Вы не увидите разукрашенных лиц и красных «нашлепок» на нос, напротив – клоунский дуэт «Стелла и Арто» (супруги Светлана и Артур Минасовы являются призерами международных фестивалей) выгодно отличается в плане подачи номеров отсутствием пошлости и какой-то своей тонкостью и интеллигентностью, создавая как бы спектакль в спектакле. Воронежцы увидят иллюзию с живым огнем, немного освежатся из «брандспойта», насладятся и интерактивным общением с клоунским дуэтом.
Вниз головой из-под купола цирка
Открывают программу великолепные акробаты-жонглеры. Серебряные призеры Всемирного фестиваля циркового искусства в Москве братья-близнецы Денис и Дмитрий Дергачевы и их партнерша Любовь Климова ловко жонглируют сразу 11 булавами, и при этом один из братьев держит девушку на плечах. Аплодируют зрители и серебряным призерам Международного циркового фестиваля в Корее – воздушным гимнастам на ремнях Екатерине и Сергею Остудиным, и золотому лауреату Международного циркового фестиваля в Гаване – эквилибристу Максиму Минасову…
А уже о воздушном полете и акробатах на батуте «Московские Стиляги» (тоже лауреатов международных конкурсов!) под руководством Олега Анискина и говорить не приходится. Сложнейшее тройное сальто-мортале, исполняемое одним из акробатов, в прямом смысле слова заставляет зрителей на долю секунды замереть в панике: «А вдруг…» Акробату после того, как он разжимает руки, предстоит пролететь еще несколько метров и не ошибиться ни на миллиметр, чтобы его поймал напарник, раскачивающийся на других качелях. И все это на огромной высоте! Кульминацией становится трюк, называемый в цирке «капля». Это когда один из акробатов висит под самым куполом цирка вниз головой (на высоте 18 метров!), а потом, словно камень, со скоростью света летит вниз. Но… мастер, на то и мастер, чтобы совершить «удачную посадку». Зрители облегченно вздыхают, после чего на протяжении нескольких минут в зале не смолкают аплодисменты.
Помимо хищников, народный артист Николай Павленко выводит на манеж восьмерых белоснежных японских шпицев. Эти очаровашки, с которыми почему-то редко работают в цирке, не могут не вызвать умиления! Кстати, некоторые из них являются чемпионами Мира, победителями Международных выставок собак этой породы.
Танец в ночи
Высшая школа верховой езды, которую демонстрирует бронзовая призерша международного фестиваля циркового искусства Лаура Барон, и вовсе завораживает своей зрелищностью и красотой. А вскоре ее сменяет сестра Виолетта с группой очаровательных пони, один из которых после выполнения трюков нежно целует дрессировщицу в щечку.
Номер, с которым на манеж выходит Лаура Барон, восхищает своей нежностью и романтичностью. Под нежную лирическую музыку Михаила Экимяна, девушка в летящем платье плавно движется в ритме со своим партнером – холеным конем по кличке Ковгун немецкой тракененской породы. Лаура работает с ним уже 11 лет, а главной особенностью ее номера является то, что дрессировщица не использует в работе железо, что позволяет более легко управлять животным, правильно держать ему шею и голову. Традиционно в жанре «высшая школа верховой езды» наездник сидит в седле и управляет лошадью при помощи поводьев и шенкелей (нижней частью ноги), Лаура же решила усложнить себе задачу.
Единственный инструмент Лауры Барон – легкое шелковое полотно, пропущенное через специальные крепления на спине коня. В луче прожектора (предполагается, что это танец в лунной ночи) холеный конь вальсирует, гарцует, кланяется и с легкостью выполняет прочие шаговые, скаковые, прыжковые и танцевальные движения, которые лошади по природе не свойственны. Создается ощущение, что конь движется в ритме музыки и танцует сам по себе, хотя на самом деле это результат долгой и кропотливой работы.
А пони тоже кони…
Лаура признается, что безумно любит своего Ковгуна и не жалеет на него ни сил, ни времени. Чтобы шерсть блестела и лошадь имела ухоженный вид, дрессировщица использует различные шампуни, бальзамы, а в еду своему любимцу всегда добавляет льняные семечки. Также ухаживает за своими пони и Виолетта Барон, так что в загоне, как поется в известной песенке, ее подопечные не грустят.
Номер Виолетты Барон называется «Пони на свободе». Это означает, что маленькие лошадки выступают как бы сами по себе, без наездников. Четыре лошадки (потом к ним присоединяется пятая) делают перестроения, бегают парами или цепочкой, выстраиваются в шеренгу, кланяются и дружно встают на задние ноги. Виолетта признается, что для того, чтобы достичь такой «синхронности», ей пришлось потратить немало времени и сил, потому что пони, как выяснилось, гораздо капризнее и несговорчивее других коней, и если у них нет настроения, не будут работать даже за морковку.
Лаура и Виолетта Барон – потомственные цирковые артистки. Их отец Даниель Барон был прекрасным наездником (его карьера в цирке начиналась в коллективе туркменских джигитов Хаджибаевых). Лаура рассказывает, что отец был одержим любовью к лошадям, и, видимо, по наследству передал эту любовь к красивым, грациозным животным своим дочкам. «В свои 20 лет отец с коллективом объездил весь мир, затем создал собственную труппу джигитов и прекрасно работал «Высшую школу» с великолепным конем по кличке Тубус». Лаура с Виолеттой многому научились у отца и теперь продолжают его дело. Несмотря на то, что пробовали работать и с другими животными. Лаура рассказывает, что в свое время работала с собаками и кошками, а теперь мечтает попробовать укротить хищника.
«Хищники – очень умные животные. Это стратеги, продумывающие свои действия. Я преклоняюсь перед дрессировщиком Николаем Павленко, считаю, что он лучший в этом жанре! Такого мастерства и трудолюбия я еще ни у кого не встречала!» – говорит Лаура.
Маэстро на манеже
Тигриный аттракцион Николая Павленко – так называемый «гвоздь программы». И здесь действительно есть на что посмотреть – шутка ли, в клетке работают сразу 14 хищников. Суматранцы (несмотря на миниатюрность, эта порода отличается особой силой и агрессивностью) слушаются Николая Карповича, стоит ему лишь взмахнуть своей «дирижерской палочкой».
Павленко и в самом деле производит впечатление не столько укротителя, сколько маэстро, виртуозно и бестрепетно повелевающего слаженным оркестром, где каждый исполнитель – яркая индивидуальность! Яркая и опасная, ведь Павленко «дирижирует» тиграми – коварными хищниками, подстерегающими каждое движение человека в клетке. А человек этот скользит по манежу с неслышной грацией дикой кошки и подчиняет тигров тому музыкальному ритму, в котором существует сам. Его тигры безукоризненно вышколены, превосходно знают свои партии, спешат выполнить трюк как бы по собственной воле, но при этом ни в коем случае не производят впечатление ручных кисок или забитых, безучастных ко всему невольников.
Суматранцы очень хороши собой! Блестящая шерсть, тяжелые когтистые лапы, ленивая грация и текучие движения, полные внутренней силы. Но эти животные здесь не для красоты, на манеже они показывают свое мастерство – то ходят по кругу «веером», то одновременно укладываются в одну шеренгу, то прыгают через горящий обруч… Причем один за другим! Хотя порой создается ощущение, что некоторые из «полосатой труппы» пытаются испытать дрессировщика на прочность – скалят клыки, рычат, хорохорятся… Как ни крути, а все же они хищники! Апофеозом становится прекращение грозных хищников в милейших кисок, которые становятся перед дрессировщиком на задние лапки, застенчиво подгибая передние. Смотреть на эту идиллию – одно удовольствие!