Газета,
которая объединяет

Поплачь о нем, пока он живой

Рубрика: Колумнистика№ 86 (1801) от
Автор: Сергей Попов

Общественность (в том числе воронежская) на эти даты реагирует активно. Даже порой более активно, чем, наверное, следовало бы. Скажем прямо: любит у нас народ в страданиях повялиться. Как справедливо заметил лидер замечательной нижегородской группы «Хроноп» Вадим Демидов (слава Богу, живой и здравствующий) – «поэту мертвому живой – не конкурент».

Бесчисленные книжки про то «как это было», написанные музыкантами, близко знавшими почивших героев, сводятся, как правило, к одному лейтмотиву. Ну не был, скажем, Цой тем, кого вы себе придумали и после полюбили! Не был! Он – обычный человек, у которого – и сильные, и слабые стороны. Да, писал очень хорошие, а местами гениальные песни. Но на том «особенность» и заканчивается.

Фанаты же предпочитают видеть кумира, а не человека. Рецепт «кумирского» изготовления элементарен и стар как мир. Берем полноценную личность, «отрезаем» то, что нам не надо, оставляем желаемое. И в дальнейшем даже не возникает мысли о том, что знак равенства между человеком и образом некорректен.

К чему эти претензии? А вот к чему. Память музыкантов сейчас почему-то принято увековечивать советско-партийным способом. Лепить памятники, прикручивать мемориальные доски, проводить сомнительного качества концерты и фестивали. Это опасно тем, что люди серьезно дистанцируются от музыки.

Возьмем того же посмертно многострадального Цоя. Остановите на среднестатистической улице десять прохожих и спросите их об отношении к музыканту. Наверняка не меньше половины ответят нечто вроде «нравится, люблю, уважаю». Но вряд ли они смогут сказать что-либо внятное о творчестве группы «Кино». «Звезда по имени Солнце», «Пачка сигарет» и «Группа крови» – максимум, на что хватило народной «любви». Да и то только потому, что именно эти вещи уж слишком на слуху. Так что вы тогда любите, господа? А любят господа все тот же образ.

Показательно и отношение к откровенным эпигонам. Благодаря одному из крупнейших ТЦ Воронежа, горожане знают о существовании группы «Виктор» из Санкт-Петербурга. А лучше бы не знали – оно того не стоит. Внешне похожий на Цоя солист одевается в черное, воспроизводит повадки своего «прообраза» и… поет песни «Кино». Аккомпанирующий состав, понятное дело, играет роли Каспаряна, Гурьянова и Тихомирова. Сколько было и сплыло таких бестолковых «дублеров» – одному Богу известно.

Тем не менее, именно этих бравых ребят воронежские бизнесмены пригласили выступить на дне памяти Цоя – уже в который раз. Выступить, что характерно, в ресторане. Бедный Виктор Робертович! Едва ли музыканту приходило в голову, что его вещи когда-нибудь послужат «развлекухой» под коньячок. При таком повороте событий «укачанные» пивом гопники – и то более честная категория поклонников...

Да что там воронежские бизнесмены! Рекорд-лейбл Moroz Records, владеющий правами на произведения «Кино», пару лет назад выпустил альбом «Виктора» под названием «Звезда по имени Солнце». Обложка, буклет и прочие элементы оформления практически полностью идентичны одноименному альбому «Кино». Надо ли говорить, что и песни на пластинке – ровно те же?

А многие ли воронежцы знают Романа «Mujuice» Литвинова, не так давно выпустившего нашумевший в столицах «околокиношный» альбом «Downshifting»? Музыкант, к слову, занимается исключительно электронной музыкой. Что не мешает ему в отдельных ипостасях быть прямым продолжателем дела легендарной группы, оставаясь безусловно самобытным явлением.

Теперь о нас, а не о них. В Воронеже, как известно, семимильными шагами идет культурная революция. Проводятся хорошие фестивали, приезжают интересные артисты, публике прививается правильный вкус. Поэтому есть надежда, что со временем мы и от «плясок на костях» отойдем. Вариантов почтить память ушедших музыкантов – масса. Достаточно проявить немного фантазии. Ну, и никаких «викторов» на пушечный выстрел не подпускать – пусть «халтурят» в другом месте.

А еще лучше – «плакать о нем, пока он живой». Знаете, вокруг множество достойных и талантливых музыкантов, которых мы не замечаем. Может, есть смысл сейчас слушать их, покупать диски, ходить на концерты? А не ждать, пока уйдет человек и останется образ? Впрочем, тут уже речь – о сломе менталитета...