Газета,
которая объединяет

Пустили по миру

Фестиваль «Чернозем» предлагает «Кругосветное путешествие»
Рубрика: Культура№ 97 (1812) от
Автор: Оксана Мишина

Выставка, открытая на днях в муниципальном выставочном зале (ул. Кирова, 8), приглашает зрителя в «кругосветку». Более сотни работ из коллекции галереи современного искусства «Арт-Пенза» – произведения художников, проживающих в разных странах мира – вот «параллели и меридианы» такого путешествия.

Главный вывод, который напрашивается по просмотру интернационального вернисажа –не в пользу мастеров отечественной марки: «ненашенские» художники – куда свободней, раскрепощенней российских коллег. Самостоятельней и по мысли, и по использованию палитры. Не боятся парадоксального столк­новения красок, стилей и даже мировоззрений.

Органичная поза

Выставка проработает по 21 сентября, предоставляя воронежцам прекрасный шанс оценить искусство Индии на примере творчества Рат Ститатхи; Болгарии, представленной Мигленой Кондовой; Китая, где созидает Ли Юши; Мексики, родины Кассандры Де Сантьяго; Бангладеш, где творит Гюльшан Хоссейн; Ирана, показанного Гиае Кианой, и других далеких «земель». Есть в экспозиции и произведения наших соотечественников: настоящих (как, к примеру, Андрей Бубенцов) и бывших, чему иллюстрация – Игорь Тишин, теперешний бельгиец...

Всех стран-участников воронежского «путешествия» не перечислить. Практически весь мир – в российской глубинке; вот концепция выставки. Понятно, что экзотики в ней при столь размашистом подходе – предостаточно. И даже – гламура, в нашем понимании: где-то наблюдается утрированная яркость, а то и броскость, постановочность, поза. Но для иноземных художников такие явления-проявления – порой самая что ни на есть органика. Национальный колорит, традиционные представления о прекрасном.

Так или иначе, выставка по-настоящему богатая – в том числе и своей умопо­мрачительной эклектикой. Тематикой, впрочем, тоже. В экспозиции – работы политического толка и религиозная живопись, абстракции и минимализм, фантазии и реальность, механистичные композиции и элегические пейзажи. Эдакий пестрый калейдоскоп, мозаика, каждое звено которой не похоже на соседнее.

Под открытым небом

Представители «Арт-Пензы», приезжавшие на воронежское открытие, пояснили: то, что вошло в экспозицию – мизерная часть коллекции, собранной в галерее. Может, одна сотая по живописи и одна десятитысячная по скульптуре. Масштабы, однако…

– Я наблюдаю за работой галереи «Арт-Пенза» на протяжении многих лет, – рассказал куратор выставочной программы «Чернозема» Сергей Горшков. – Эта работа осуществляется на территории громадного парка, где можно ходить, как завороженному, часами, осматривая огромную выставку под открытым небом. Ни в каком другом месте нашей страны вы такого больше не увидите; это проект, уникальный для России. Галерея собирает искусство со всего мира, заставляя художников разных стран совершать путешествие в далекое Поволжье и оставлять там свои произведения.

Сергей объяснил название выставки чисто географическими соображениями: дескать, она объединила представителей разных стран – вот и получился вояж «вокруг света». Но директор «Арт-Пензы» Валентина Дусавицкая уточнила: тамошняя коллекция собирается «не просто по принципу географического охвата художников. Но и по способам отражения многообразия мира, характеров, творческих подходов и философии художников». Что, согласимся, еще любопытнее. А содержит такую махину (включая организацию ежегодных симпозиумов, реализацию художественных программ и круглогодично работающую международную арт-резиденцию) некий продвинутый предприниматель; тоже деталька, стоящая внимания. И, безусловно, уважения.

Занятно, что пензенская галерея, расположенная в 15 километрах от города, занимает единственное в области черноземное пятно толщиной в сто метров. Как было не приехать ей на фестиваль с одноименным – плодородным! – названием? Провидение, не иначе…