Газета,
которая объединяет

Тюремный романс

Рубрика: от
Автор:

В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) подписан приказ о «щадящем» режиме содержания малолетних преступников. «Малолеток», достигших возраста 18-ти лет, будут содержать отдельно от взрослых осужденных. Также подписано соответствующее соглашение ФСИН с аппаратом уполномоченного по правам ребенка в РФ.

Цель новации в том, чтобы оградить молодых правонарушителей, не имеющих опыта пребывания за решеткой, от так называемой тюремной субкультуры, которая есть плоть от плоти уголовной романтики. Говоря об этом начинании, невозможно не задать попутный вопрос: а как оградить подростков от «дворовой» субкультуры, которая подчас не в меньшей мере пропитана этой самой уголовной романтикой?

Заместитель начальника по воспитательной работе Бобровской колонии Виталий Бургонов во время посещений колонии школьниками всегда напоминает о том, что на нарах нет никакой «романтики», что это серые, нелегкие будни и ничего более. Он говорит о том, что в колонию попадают по глупости и по роковому стечению обстоятельств.

Увы, не последнее место в «роковых обстоятельствах» играют хотя бы песни из разряда блатных, столь любимых иными радиостанциями и водителями маршруток. Но к тюремному шансону в обществе привыкли как к данности: бесполезно говорить о культуре с теми, кто и представить не может: а о чем речь? Вот и слышим в воронежских маршрутках: «Корешки – ребята закадычные,//Помню шухер – ресторан и разбитый мой стакан!»...

В среде воспитанников Бобровской исправительной колонии популярен фестиваль «Калина красная», который проходит сначала на местном уровне, а затем лучшие номера попадают на федеральный смотр. Офицеры-воспитатели колонии говорят о том, что в финал проходят песни довольно высокого звучания и вкуса, а на начальном этапе отбора поют именно такие: «корешки – ребята, шухер – ресторан».

Не знаю, есть ли какой-то социологический анализ, позволяющий поразмыслить над тем, как уберечь подростков от влияния не только тюремной субкультуры, но и от влияния нашей неподцензурной, свободной «культуры», которая очень часто не поднимается над тем, что «на суде я брал все на себя, и голуби над зоной пролетали».

– Возрастные маркеры на телепрограммах поставили, – говорит известный социолог Игорь Белобородов, – а ведь никто не следит за тем, что показывают. Дети во многом копируют взрослых, причем очень часто не родителей, а персонажей сериалов, героев каких-то молодежных историй, лидеров музыкальных групп.

По мнению психологов, музыка – это единственное, что работает в культуре напрямую (в обход сознания) на бессознательные уровни психики, особенно в подростковом возрасте. Об этом уместно напомнить в контексте постоянно проходящего конкурса в системе ФСИН «Калина красная». Одним из самых известных лауреатов стал Игорь Погорелов (Расписной), легендарный сиделец, который из 46 лет отпущенной судьбой жизни 30  провел за решеткой. Однако Погорелов никогда не пел про «маму и братанов», про «разборки и ментов». Он автор сборника стихов, будучи почти нашим земляком (родился в Липецке), печатался в липецкой и воронежской прессе. Его песня «Поселок Яренга», за исполнение которой на «Калине красной» он получил первое место, стала настоящим хитом.

Погорелов – поэтическая натура, много раз он сидел именно из-за ранимости, вспыльчивости, но никогда не позволял себе спекуляции на «блатоте». Говорю это к тому, что из более двух десятков так называемых бардов, которые эксплуатируют на сцене тюремные песни, сидельцев всего четверо. Остальные, увы, самозванцы.

Чтобы брать за душу, они и используют тюремный сленг. Умельцы от эстрады прибегают и к другим методам приманки публики. Сегодня на сцене России поют два Бандеры и один Петлюра. Правда, один из «бандеровцев» родился под Иркутском, а Петлюра на Камчатке.

Конечно, эти одиозные имена взяты для «имиджу», для раскрутки. Это понятно. Непонятно только, почему так быстро мы растеряли все то, чему учились, к чему стремились, почему столь скоро утратили иммунитет, привитый многовековой русской культурой? Вместо этого слышим: «Из профессий выбрал кражу,// Из тюряги не вылажу». То есть для раскрутки нужен не талант, а эпатаж.

Они хотят раскрутиться, им это надо, а мы – при чем? ТВ нужен рейтинг, он признак массовости, показатель того, что народу нравится. А там, где массовость, там реклама. И потекли купюры на мельницу попсы. Колесо вертится, его не собираются останавливать, а планка все ниже. «Меньшим безумием было бы носить в лес дрова (Гораций)». Ему же принадлежит и другое яркое изречение: «Безумствовать надо там, где это уместно».

Как-то не совсем уместно нам, жителям России, идти сегодня на концерты Бандеры. Не вовремя, знаете ли.

Алексей Павлов