Газета,
которая объединяет

Ручная работа

В Воронеже открыта многофункциональная выставка
Рубрика: Культура№ 110 (1825) от
Автор: Анна Жидких

Чем дольше длятся дискуссии на тему современного искусства, тем больше меня раздражают ситуации, когда та или иная выставка своими релизами декларирует выход за рамки заявленной темы, не имея на то никакого основания-обоснования. Часто ведь как бывает? Показывается скудное (в художественном плане) нечто, а подложкой под беспомощный визуальный ряд выбирается то умная концепция, то общезначимая философская данность, то, напротив, сугубо личный аспект, трактуемый автором со всей вольностью, априори позволительной в подобных случаях.

Точно знаю, что происходит это от недостатка культуры, ума и чувства меры. Не хватает у автора образования, эрудиции, элементарной «нахватанности» знаний, которые приходят самотеком, опытным путем – вот и результат. То, что о нем нередко спорят уважаемые люди, сполна характеризует наше время. Смутное, как мне кажется. Отчасти – и в плане художественных ориентиров, как ни странно для ХХI века.

Начиная с античности

Преамбулу спровоцировала выставка «Рука в искусстве», открывшаяся на днях в Мариинской гимназии. Она же – бывший Дом офицеров и нынешний главный корпус Академии искусств (проспект Революции, 32), который уже в ближайшей перспективе видится ректору ВГАИ Эдуарду Боякову значимым культурным центром Воронежа – открытым. Небезосновательно, надо сказать: то, что сегодня вышло к местному зрителю – и познавательно, и увлекательно, и общедоступно. В том смысле, что посещение выставки – свободное (время работы – с 12.00 до 20.00, без выходных). В пику довольно многочисленным элитарным мероприятиям, культивируемым в нашем городе в последнее время, цены на которые откровенно кусаются. Видимо, считается, что несостоятельным гражданам не до высокого искусства. А потом их же обвиняют в непричастности к нему...

Так вот – «Рука в искусстве». Выставка, куратором которой выступил легендарный Михаил Шемякин – известный художник, философ, почетный доктор Университета Сан-Франциско и Европейской академии искусств Франции, автор монументальных скульптур по всему миру. «Берег» уже писал о том, что существует авторский проект «Воображаемый музей Михаила Шемякина», где художник выступает исследователем. Собирает, анализирует и классифицирует произведения разных видов искусства, отражающих определенные символы. В коллекции Шемякина кроме «Руки в искусстве», созданной в рамках этого проекта, существуют исследования «Метафизическая голова», «Метафизическая фигура», «Крик в искусстве», «Шар в искусстве», «Монстры в искусстве», «Разрез в искусстве» и другие.

Судя по тому, что выставлено в Воронеже, «Воображаемый музей» следует назвать проектом, прежде всего, образовательным. Поскольку он транслирует в массы художественные представления о символе, начиная с античности и заканчивая сегодняшним днем. И делает это, в отличие от амбициозных выставок-пустышек, о которых шла речь выше, умно, системно и емко.

Молодые и маститые

Выставка, занимающая два этажа фойе (включая лестницы), четко разделена на две части. Момент – принципиальный.

– Это первая выставка в стенах Академии искусств, которую курирует Михаил Шемякин, – пояснил Эдуард Бояков. – И очень символично, что она – именно такая: совмещает научно-просветительскую, искусствоведческую и художественную функции. Шемякин, который посвятил свою жизнь исследованиям философии и психологии творчества, в первой части выставки делает экскурс по истории мирового искусства, рассказывает о том, как эта тема освещалась в разные эпохи – в разных культурах и техниках. Во второй части – результаты кураторской работы Михаила Михайловича: произведения современных художников, посвященные теме.

58 работ, вошедших в экспозицию, были отобраны из 150 с лишним, присланных на конкурс. Это труды художников из Минска, Одессы, Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Волгограда, Белгорода, Ростова-на-Дону, Курска, Симферополя, Краснодара, Перми, Воронежа. Живопись, компьютерная графика, фотография, рисунок, скульптура бронзовая, деревянная и гипсовая, объекты; техники представлены – «в ассортименте». А еще приятно, что в числе воронежских авторов – не только молодежь, которой, безусловно, Шемякин со своим свежим взглядом на вещи будет интересен всегда, но и здешние члены Союза художников. О стилевом единообразии при таком подходе речь, понятное дело, не идет, но выставка и не преследовала этой цели. В данном случае эклектика – полноправный атрибут учебного процесса, у которого – свои эстетические нормы и табу.

В ожидании Высоцкого

Это, по сути, наглядный ликбез для лентяя или человека с дефицитом времени, банально не успевающего проштудировать самостоятельно то, что должен знать каждый образованный современник.

– Михаил Шемякин, реализуя свой проект, изучал наскальную живопись, сакральные религиозные обряды, средневековую скульптуру, фотографии новорожденных детей и обложки модных журналов, – продолжал Эдуард Бояков. – Он обладает совершенно потрясающими коллекциями произведений искусства, связанными с теми или иными символами. Так, у него есть невероятно интересное исследование «Складки одежды» – изображения складок одежды, начиная от иконописи и древнегреческих статуй до сегодняшних дней.

По сообщению ректора, ВГАИ рассчитывает на то, что в дальнейшем проведет в Воронеже выставки и самого Шемякина. Возможно, первой станет посвященная Высоцкому. Или – выставка театральных работ.

Сам маэстро, присутствовавший на вернисаже лично вместе с женой Сарой, также надеется на то, что научно-образовательные выставки под его кураторством станут в центре Черноземья ежегодной традицией. Пока же он уделил неделю занятиям со студентами; как известно, с этого года Михаил Михайлович ведет курс в Академии искусств.

Во французской стороне

После «воронежского периода» ученики Шемякина вместе с ним отправятся в Санкт-Петербург, а оттуда в ноябре отбудут во Францию, в резиденцию художника. Там, как и было обещано еще полгода назад, проведут целый месяц. И таких поездок за весь учебный цикл планируется несколько – по две в год. Поле деятельности студентам маэстро предоставит завидное: в его европейских пенатах – уникальная библиотека, множество коллекций, собрания репродукций, пособий и прочих изобразительных материалов. Сам художник намерен приезжать в Воронеж на занятия с курсом как минимум дважды в год.

– Сегодня я провел не то что урок – дружескую беседу со студентами, – поделился Михаил Михайлович на открытии «Руки». – Они на моем курсе интересные, замечательные, молодые. Может быть, что-то из них и получится, я приложу к этому все усилия. Воронежская профессура станет учить их академическому взгляду на вещи, я буду это размывать. И учить видеть мир немного по-иному – так, как должны видеть серьезные художники. Обращать внимание на различные мелочи. У нас будет много занятий на пленэре.

Про Воронеж, в который он приезжал не впервые, Шемякин сказал, что город ему интересен.

– Но городов я на своем веку повидал сотни. Несколько раз облетел земной шар. И везде в первую очередь меня интересуют люди. В Воронеже, мне кажется, очень много творческих людей с большим потенциалом, – подчеркнул гость. – И если наши правители будут понимать, что культура не менее важна, чем физкультура, и поддержат ее, то, возможно, Воронеж даст художественному миру и искусству в целом много чего интересного.