Газета,
которая объединяет

Под звуки нестареющего джаза

Международный фестиваль представил спектр импровизационной музыки
Рубрика: от
Автор:

Все хорошее имеет свойство заканчиваться. Вот и XIX музыкальный фестиваль «Джазовая провинция» тоже на днях завершился в столице Черноземья. Все прошло как по нотам? То есть – без неожиданностей? И да, и нет.

Каждый раз многочисленные (не удивляйтесь!) воронежские меломаны ждут какого-то чуда. И каждый же раз его получают. Но сказать, что это стало привычным и обыкновенным, язык не поворачивается. Чем запомнится джазовый праздник этого года?

Кочевая жизнь

Много чем. Четыре основных фестивальных дня оказались буквально под завязку заполненными выступлениями, мастер-классами, интервью и творческими встречами. Организаторам снова удалось соблюсти непростой баланс между «легендами» и «подающими надежду». А также – между тем, что принято считать «классическим джазом», и иными направлениями современной импровизационной музыки, имеющими к джазу очень опосредованное отношение. И это прекрасно: ведь если канонический джаз просто радует, то музыка, рожденная в XXI веке, зачастую еще и удивляет. И именно эти, не всеми понимаемые и воспринимаемые, исполнители наиболее горячо обсуждаются в меломанских кругах. Именно их сеты становятся самыми резонансными.

Местные организаторы «Джазовой провинции», компания «Арт-фолио» (если кто не в курсе – фестиваль проходит не только у нас, но и во многих других городах), неоднократно подчеркивали, что момент для проведения мероприятия выдался непростой. Традиционно на «Провинцию» приезжает множество музыкантов из других стран. А сейчас политическая и экономическая ситуация таковы, что не любую идею концертных промоутеров можно воплотить. Тем ценнее было ежедневно слышать благодарности в адрес иностранных посольств за содействие в организации российских выступ­лений их соотечественников. Неоднократно звучала и мысль о том, что музыка – как раз та объединяющая сила, которая способна настроить взаимопонимание между самыми разными людьми.

Фестиваль на сей раз вышел «мигрирующим» в смысле концертных площадок. Помимо привычного завсегдатаям «Провинции» зала филармонии, выступления также прошли в Воронежском концертном зале и новом здании Камерного театра. Вероятно, такой «кочевой» образ жизни тоже что-то символизировал.

Интеллигентная энергетика

Концертную программу открыли ростовчане – Jazz Travel Big Band под руководством Анатолия Кирничного. В Воронеже ансамбль играл впервые. И первый блин комом не вышел: гости из Ростова запомнились драйвовым биг-бендовым звучанием, а также мощной – и качественно, и количественно – духовой секцией. Довольно громкая, сравнительно простая и энергичная музыка очень просилась на сцену какого-нибудь хорошего клуба, а не филармонии. Анатолий даже предлагал перед исполнением одной из вещей: «Если захочется танцевать или еще как-то двигаться – не стесняйтесь». Куда там – потанцуешь в таком зальчике…

Не всегда было слышно гитару, но духовики оказались настолько классными, что эти фрагментарные «провалы» гитарного звука не обламывали. «Теплые» трубы и «плавающий» контрабас делали свое дело. И делали хорошо. Несмотря на то, что коллективу в этом году исполнилось только два года.

Музыка Jazz Travel Big Band может быть интересна самому широкому кругу слушателей. Несмотря на периодические «навороченные» пассажи и «мягкие» смены ритмов. Даже тревожные гармонии эти музыканты играют спокойно, без нервозности, с кайфом. Умеют создавать атмосферность, а иногда – транслировать мощную энергетику, не теряя при этом интеллигентности. Когда же в середине сета контрабас поменяли на бас-гитару – стало и вовсе чудесно.

Оперный минимализм

Норвежец Хокон Констард заинтересовал как раз тех, кто жаждал «новой музыки»: идеи этого саксофониста оказались весьма инновационными. Он стал первым из музыкантов, решивших «поженить» оперу с языком современной импровизации. При этом Констард работал с лупером, «забивая» в аппарат мелодические основы, которые потом наполнялись импровизационным содержанием.

Музыкант продемонстрировал массу любопытных эффектов: саксофон, допустим, временами звучал вообще как струнные! Очень тонкое и ломкое звучание, игра громкостью, использование музыкального минимализма – это лишь малая часть того, что сделало сет Констарда действительно необычным.

Звуки его саксофона – временами бархатные, временами «рваные» – то и дело напоминали о скандинавском фольклоре. Прекрасно выстроенное интонационно оперное пение на фоне «возвышенных» гармоний с уменьшенными аккордами в основе т – это действительно сильно.

Российско-итальянский Квартет Росарио Джулиани и Асхата Сайфуллина продемонстрировал добротный пост-боп. Альт-сакс временами звучал довольно приятно, но чаще – просто привычно. Все-таки номером один в этом коллективе оказался пианист.

Оправданная витиеватость

Дуэт трубача Александра Сипягина и пианиста Михаила Цыганова выдал абсолютно настроенческую музыку – этакий джазовый импрессионизм. Отлично чувствуя музыкальную манеру друг друга, исполнители как будто попеременно наносили краски на холст. Рваные ритмы и резкие вступления звучали довольно смело, но без излишних невнятных наворотов. Несмотря на громкость, дуэту частенько удавалось быть мягким, а это совсем непросто. Как и делать сложносочиненную музыку, которая оказалась весьма легко усваиваемой.

Евгений Лебедев и его World Trio стали одной из настоящих «жемчужин» «провинциальной» программы. Изысканная, негромкая, акцентированная музыка и классно игралась, и чрезвычайно приятно слушалась. В ней было все к месту: играли, когда надо играть, и молчали, когда нужно молчать. Несмотря на использование множества знакомых приемчиков, от коллектива не веяло ортодоксальностью. Наоборот – ощущалась свобода. Был момент, когда они вообще напомнили «Вежливый отказ» – трудно даже сказать, почему.

Рассыпчатый звук рождал нежность и вкрадчивость. А все витиеватости оказывались настолько оправданными, что, кажется, не быть их просто не могло.

Великий Ларри

Швейцарский Аuthentic Light Оrchestra, в принципе, свое название оправдал: света они напустили изрядно. Может, сказалось то, что лидер коллектива Валерий Толстов в детстве несколько лет жил в Воронеже и теперь, по его собственному признанию, был рад вернуться.

Легкость и глубина, создаваемые флейтой, а также этно-мотивы, появившиеся благодаря певице Веронике Сталдер, вместе образовывали очень интересный эффект. Этого блюда хотелось еще и еще, но чем дальше – тем больше оно пресыщало. Только после окончания сета стало понятно, где именно кроется «слабое место». Разнообразия бы! И все бы встало на свои места.

Гвоздем программы, безу­словно, оказалось «Трио Ларри Корьелла». Корьелл наворачивал не только филигранные соло (не позволяя себе, впрочем, лишних нот и фраз), но и сочные партии ритм-гитары. И на электрогитаре поиграл, и на акустике – «убрал», в общем, всех. Да и как оно могло быть по-другому?

Этот мощный джентльмен, которому уже больше семидесяти, вжег такого джаз-фьюжн-рока, что мало не показалось никому. Вернее, как раз показалось: его сет пролетел как одно мгновение. Директор «Арт-фолио» Александр Лукинов пообещал в будущем постараться привезти в Воронеж Корьелла для сольного концерта. Думается, этого события будут ждать очень и очень многие, особенно после такого яркого появления легендарного музыканта на «Провинции»…