Газета,
которая объединяет

Рома Зверь: «Я стал счастливым человеком»

Рубрика: Культура№ 131 (1846) от
Автор: Сергей Попов

Вдумайтесь: на концерт группы «Звери», прошедший 23 ноября в главном концертном зале Сити-парка «Град» Event-Hall, пришло больше трех тыс. человек! Такая внушительная востребованность – обычно признак либо «модного музыкального бренда», либо, наоборот, подчеркнутого «ретро».

А «Звери» – не из тех и не из других. Пик популярности группы случился десять лет назад. Но на «олдскул» коллектив все же не тянет. Потому что до сих пор продолжает выпускать альбомы. И они уже не такие, как когда-то. Развитие – ключевой фактор, отличающий живой музыкальный организм от нафталинового манекена.

Сами себе промоутеры

Впрочем, слишком резких движений группа тоже не совершает. Несмотря на более серьезный, чем раньше, подход к музыке и некоторую «взрослость» новых вещей, актуальное творчество «Зверей» так же легко воспринимается массовой аудиторией.

На подходе новый альбом. Первый за три последних года. О том, какие новшества связаны с его выпуском, фронтмен группы Роман Билык (больше известный как Рома Зверь) рассказал журналистам перед концертом. Да и не только об альбоме…

– Роман, 12 декабря выходит шестой студийный лонгплей «Зверей» – «Один на один». Впервые в истории группы было решено издать его не на CD, а через торговые интернет-площадки. Вероятно, потому, что диски давно перестали приносить прибыль?

– Да. Дело в том, что дистрибьюции физических носителей как таковой уже не существует. Магазинов-то музыкальных практически не осталось! А сами компакт-диски теперь являются больше сувенирной, подарочной продукцией. Поэтому мы приняли решение не выпускать альбом на CD. В этом просто нет смысла.

– А как насчет заработков с продаж музыки в интернете?

– Не знаю. Россия в этом смысле – не Запад. У нас музыканты крайне мало зарабатывают с продаж альбомов. Основной доход приносит концертная деятельность. Продажа музыки как в цифровом виде, так и в физическом – не то, с чего можно получить серьезную прибыль.

– Весной 2014 года группа прекратила работу с компанией «Navigator records» (эта фирма выпускала на компактах все альбомы «Зверей», начиная с 2008 года – авт.) и стала заниматься гастрольной деятельностью самостоятельно. Почему решили организовывать концерты сами?

– Потому что теперь мы напрямую можем контролировать, какой из промоутеров и где накосячил, по какой причине это произошло. А с компанией – сложно, концов не находили часто. Сейчас все прозрачно. И понятно, кто и за что отвечает.

– Одна из новых вещей – «Лучшее в тебе» – стала саундтреком к сериалу «Майские ленты» Валерии Гай Германики. Но почему вы в сериале-то не снимались?

– А просто была другая задача. Я выступал в качестве композитора сериала, писал музыку и оформлял весь фильм – в этом и заключалась моя роль.

Без ведома автора

– Как разрешился спорный вопрос с Сергеем Светлаковым и Александром Незлобиным, которые незаконно использовали вашу песню «Южная ночь» в комедии «Выпускной»?

– Он пока не разрешился. Нам отказали в возбуждении уголовного дела. Будем обжаловать, конечно. Понимаете, мы судимся не с конкретными людьми – Светлаковым и Незлобиным, а с компанией-производителем этого фильма. Потому что именно компания незаконно использовала фонограмму группы «Звери». А лично к Светлакову-то у нас претензий нет. К слову, те люди, которые сделали это, в фирме уже не работают. Все организовали очень аккуратно. И нам полиция рекомендовала уладить наши дела полюбовно между собой. Понятно, что ни полиции, ни суду не хочется заниматься конфликтом. В российской практике таких дел вообще крайне мало. Но мне кажется, что пора уже, наконец, браться за авторские права. Обиден сам факт того, что люди могут взять произведение без ведома автора, использовать как угодно. И им за такие дела ничего не грозит.

– Есть ли у вашей шестилетней дочери любимая песня «Зверей»?

– Ей больше нравятся странные песни. Она из разряда фанатов, которые не будут слушать «Все, что тебя касается» или «До скорой встречи». Дочка и вообще слушает редкие странные песни, смотрит странные мультики, ей нравятся странные картины и всякое необычное. Недавно вот посмотрела «Желтую подводную лодку» – абсолютно психоделический мультфильм 1968 года про группу «The Beatles», пришла в дикий восторг. Словом, она без ума от всего такого.

– Музыкальной девочкой растет?

– Да. Она учится в музыкальной школе, но вот сольфеджио не любит. Ей больше нравится хор: там же надо петь. И это, по словам преподавателей, совершенно нормально. Все дети не любят учить нотную грамоту.

– Вы тоже слушали странную музыку в ее возрасте?

– Ну, я-то слушал все подряд. В тот момент существовал дефицит информации. Нужно было где-то доставать пластинки, записи на кассетах переписывали, передавали из рук в руки. Время-то было другое. Это сейчас такой проблемы нет.

Вспомнить все

– Какими качествами должен обладать музыкант, чтобы добиться успеха?

– Талантом, трудолюбием. Причем, если мы говорим именно об успехе, то трудолюбие даже важнее таланта. Плюс надо понимать, что ты делаешь и для кого. Ну и быть адекватным человеком.

– Вы всегда знали, что станете музыкантом?

– Разумеется, нет! Я вообще никем не хотел становиться. У меня не было такой мечты: работать каким-нибудь милиционером или пожарным. Другая была мечта – стать счастливым человеком. И я им стал. Я занимаюсь любимым делом, у меня есть близкие люди, которые мне дороги. Собственно, в творчестве заключается моя «нужность» людям. Их потребность во мне и делает меня счастливым!

– О своей жизни в Таганроге, до переезда в Москву и создания группы «Звери», вы подробно написали в книге «Дожди-пистолеты», вышедшей в 2006 году. А когда будет ее продолжение?

– Я, конечно, задумываюсь над продолжением. Просто чувствую, что объем второй книги получится гораздо больше. И, соответственно, работы потребуется тоже больше. Ведь нужно будет постараться максимально подробно рассказать о том, что произошло со мной после отъезда в Москву, вплоть до сегодняшнего дня. Я даже боюсь начинать! Все-таки хочется, чтобы книга была интересной, а не просто биографически-статистической, типа: вот в таком-то году я сделал это, в таком-то – это, а в следующем – вот это. Вместе с тем не хочется писать скучно. Но и слишком откровенным я тоже быть не хочу. Придется же затрагивать много моментов, связанных с личностями некоторых людей, которые стояли у истоков группы «Звери». Писать про них правду – нельзя. Врать тоже неохота. Как тут быть-то? Тем не менее, делать книгу все равно придется, потому что все спрашивают, когда она выйдет. Этот вопрос меня уже немного достает, он буквально живет в моей голове. И надо, наверное, выполнить эту нелегкую работу, чтобы и для всех, и для себя тему окончательно закрыть.

«Нет» консервации!

Тему концертов чуть больше года назад Роман Билык тоже закрыл – «Звери» все это время находились в творческом отпуске. И первые вещи воронежского выступления явственно демонстрировало некоторую «сырость» звучания коллектива. Впрочем, ситуация выправилась почти сразу же. По-другому и быть не могло: ведь в группе играют очень хорошие музыканты. Чего стоит один только гитарист Максим Леонов, несколько лет игравший в «Мегаполисе»!

Публика, правда, на звук реагировала слабо. Всем хотелось любимых песен, причем – старых. А уж кто их играет и даже как – неважно. Главное, Роман на сцене. Прекрасно понимая ситуацию, лидер группы отрывался как мог, «раскачивал» зал и полностью взял на себя «шоуменские» обязанности. Хотя, в то же время, музыкант был немногословен, а местами даже строг.

Премьеру вещи из нового альбома – «Лучшее в тебе» – встретили не так горячо, как хиты из первых пластинок. Скажете, это нормально для подобных концертов? Наверное. Но раз за разом в таких ситуациях складывается ощущение, что музыканты хотят идти дальше и хотя бы немного меняться, экспериментировать. А публике нужен только тот образ, который сложился когда-то, много лет назад. Те же мелодии, те же аранжировки. А время-то идет! И все мы становимся другими. Так почему же музыканты должны для нас «законсервироваться»?..