«Чтобы совершенствовать схему капремонта, надо начать его осуществлять»
1 декабря, в свой день рождения, «Единая Россия» традиционно провела День приема граждан. На 304 площадках с воронежцами встретились депутаты от этой партии различного уровня, представители органов местного самоуправления, юристы. Всего на прием в этот день пришли 1299 жителей региона.
Она хорошо знает, что в первую очередь волнует воронежцев, обращающихся за помощью в различные приемные – партии и власти. Как меняется вектор приоритетов в общей массе жалоб? С этого и начался разговор нашего корреспондента с депутатом Воронежской областной Думы.
Проблематика другая
– Даже по опыту трех лет работы в региональной общественной приемной видно, как меняются акценты, – рассказывает Татьяна Головачева. – Три– четыре года назад почти четверть обращений содержала просьбы о решении проблем в сфере здравоохранения. Много было жалоб и по другим направлениям социальной сферы. Государство отреагировало на запрос общества. Острота и актуальность многих вопросов была снята. Расширены объемы высокотехнологичной медицинской помощи, в больницах и поликлиниках установлено новое оборудование, выросла заработная плата врачей и медсестер. Началось реальное решение проблем с выделением жилья детям-сиротам и участникам Великой Отечественной войны. Как следствие, сейчас на первое место по проблематике обращений выходит сфера ЖКХ. На нее приходится до 40% жалоб.
– И что прежде всего волнует людей?
– Здесь тоже есть динамика. Три года назад больше всего жалоб было связано с низким качеством предоставляемых коммунальных услуг. Сейчас таких проблем значительно меньше. Граждане приходят по вопросам, связанным с региональной программой капитального ремонта, плате за ОДН, предстоящим лицензированием управляющих организаций. Например, с сентября воронежцы перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, и получили в платежках резкий рост сумм за общедомовые нужды.
Прямой расчет
– Переход на прямые расчеты – законен?
– Да, и вполне логичен. Но формально он был выполнен с нарушением. Граждане предварительно не информировались о предстоящем перезаключении договоров. Просто получили платежки и оплатили их. А по законам РФ, если вы оплатили выставленный вам счет, значит, вы согласны с условиями.
Раньше для УК была граница, установленная для каждого типа домов, выше которой людям не могли выставить плату за ОДН. А когда договора стали прямыми – ресурсовики просто раскидали все расходы дома между квартирами, и суммы существенно выросли.
Есть случаи, когда человек в квартире потребил два куба воды, а по ОДН ему выставляют десять. Это же он за соседей платит – за тех, кто ворует воду, платит по среднему, прописав одного, а заселив 10 квартирантов. Все это «вливается» в общее потребление дома.
Сейчас злоупотребления – самая главная проблема. Как со стороны управляющих организаций, так и собственников.
– Главная суть жалоб людей по ОДН в чем?
– В том, что существенно выросли суммы. При этом, скажем, в подвале течет труба. Плату за объемы воды, которая из нее вытекает, раскидывают между жильцами. И у управляющей организации вообще теряется мотивация спешить устранять неисправность.
Поэтому с 1 января обязанность оплачивать общедомовые нужды снова возвращается к управляющим организациям. Жильцам ресурсовики будут выставлять к оплате индивидуальное потребление.
УК против этого. Они боятся, что при нынешнем уровне платежной дисциплины управляющая компания очень быстро потеряет все свои деньги. Зато у них есть стимул бороться за повышение платежной дисциплины, не допускать растраты ресурсов. Кстати, в ряде мест на фасад дома выводят общедомовые счетчики, чтобы люди видели реальный объем потребления.
Три месяца
– С января мы впервые начнем платить в Фонд капитального ремонта. Взнос за декабрь нам рассчитают исходя из 6.20 за 1 кв.м. А потом какая сумма будет?
– Плата будет проиндексирована на величину инфляции – 5,5%.
– Сейчас кто-то успел открыть свой счет, кто-то получил его по умолчанию у регионального оператора. Но пройдет время, и люди начнут принимать решение об изменении формы счета. Как им действовать?
– Первое – это создать ТСЖ. Второе – подать заявление региональному оператору. И в течение двух лет получить деньги на счет ТСЖ, которыми будет можно распорядиться по решению собрания собственников для проведения капремонта.
А если наоборот: вы начали сами накапливать деньги и видите, что это трудно. Несколько квартир не платят, и вы ничего не можете с должниками сделать. Тогда вы пишите заявление и просите регионального оператора разместить ваши средства на его счетах. Региональный оператор в состоянии обеспечить жесткий контроль накопления финансовых средств.
– Ясно, что многие откажутся платить. Когда на них подадут в суд?
– Как только задолженность достигнет трех месяцев.
Лифтовая составляющая
– Как быть с инфляцией. Она же «съест» все накопления!
– Надо понимать, что те деньги, которые попадут в «котел» фонда, будут использованы в кратчайшие сроки на проведение капитального ремонта в домах первой очереди.
Региональная программа предусматривает возможность софинансирования из бюджетов всех уровней. Но конкретные объемы будут зависеть от многих факторов, в том числе и от экономической ситуации в стране и регионе.
– Реализуя программу капремонта, государство принуждает нас вкладывать деньги? Но, может, не стоит торопиться?
– Причина в том, что жилой фонд быстро ветшает. Нужны экстренные меры для поддержания его в нормальном состоянии.
– Стоимость ремонта лифта соотносима со стоимостью всего остального ремонта дома. Двойное бремя не всегда по силам гражданам. Планировалось создание региональной программы по ремонту лифтов. Будет ли она? Или только в рамках Фонда будет идти ремонт?
– В соответствии с законом, средства Фонда капитального ремонта могут тратиться и на ремонт лифтов. Но, действительно, это очень дорогостоящее направление. В 6.20 за 1 кв.м. ремонт лифта включить нереально. Надеюсь, что в нашем случае будет разработана дополнительная программа по ремонту лифтов с использованием средств регионального, местного бюджетов и граждан.
Программа капитального ремонта будет систематически обновляться, совершенствоваться. Но для начала нужно приступить к активной и конкретной работе.
СПРАВКА «БЕРЕГА»
Татьяна Головачева родилась 28 октября 1956 г. в с. Алешки Терновского района Воронежской области. В 1981 году окончила Воронежский государственный медицинский институт, в 2008-м – Российскую академию госслужбы. Кандидат медицинских и экономических наук. С 1991 по 2005 годы – депутат Грибановского районного Совета народных депутатов, с 2005-го – в областной Думе. Уже третий год Татьяна Валентиновна возглавляет областную приемную «Единой России». С этого года – председатель региональной общественной организации «Жилищный контроль».