Газета,
которая объединяет

В пределах бесконечности

Галерея «ХЛАМ» предлагает поискать смысл жизни
Рубрика: от
Автор:

Почему выставка Александра Долгова, открывшаяся на днях в галерее «ХЛАМ», называется «О», всяк волен догадаться сам. Как и о том, художник ли ее автор. А вот правомочность «отправки» экспонатов в категорию «современного искусства» неоспорима: тут – без вопросов…

По признанию самого Александра, его творчество направлено на поиск смысла жизни. И представлено в черно-белой гамме: видео в сопровождении аудио, фотографии, цифровые коллажи – спектр предложений невелик. Что, конечно, не есть их сущностная характеристика: количество и качество – очень часто антиподы.

По пути на работу

– Наше сотрудничество с Александром Долговым началось с проекта «Рынок «Труд» в далеком 2011 году, – рассказывает более опытный художник Арсений Жиляев, взявший на себя кураторство выставки в «ХЛАМе». – Я хотел сделать историю о поколении 90-х, их надеждах и разочарованиях, но подать ее через аналог трансформаций трудовой деятельности. Александр, проделавший путь от инженера до челнока и обратно, выступал как мой собеседник и соавтор. Через два года проект был показан в Государственной Третьяковской галерее и уже содержал фотографии Александра. Тогда же мы договорились продолжить сотрудничество и сделать совместный проект уже в Воронеже. Но в ходе его подготовки выяснилось, что Долгов стал развиваться в совершенно независимом ключе, и мое участие в проекте могло было быть лишь в качестве помощника, куратора. Так родилась первая персональная выставка Александра Долгова под названием «О».

– О чем она?

– В центре внимания художника – цикличность человеческого бытия. Казалось бы, вещь очевидная, но, как правило, ускользающая от фиксации. Сердцевина «О» – двенадцатичасовое видео, которое Александр снимал на протяжении года по пути на работу. Зритель становится свидетелем хорошо знакомых и обычно вытесняемых из искусства сцен повседневности. Осенних улиц со спешащими пешеходами и серыми автомобилями. Зимней черно-белой рутины с усталыми лицами работяг. Весенней неожиданной надежды. И, наконец, летней яркости, которая неизменно переходит вновь в осень. Такой подход к производству видео можно было бы сравнить с волной новой документалистики, родившейся в середине нулевых на Волге, или же с практиками параллельного кино Бориса Юхананова. Но Долгов – скорее, концептуальный экзистенциалист. Его формирующийся метод близок к тому, что можно назвать русским мистическим реализмом. Его документальный эпос – лишь фон, на котором осуществляется рассуждение о мироустройстве и роли творчества в нем.

Найти костылик

О том, чего ждет от зрителя своей первой выставки, Александр Долгов высказался со всей определенностью.

– Хочется, чтобы люди в сегодняшней вынужденной беготне хотя бы иногда осматривались вокруг. Замечали бы, кто и что их окружает. Вот одна из моих работ показывает жизнь дерева, которое боролось за свое существование. Его стригут – оно не соглашается, противится… Дерево в конце концов спилили, но боролось-то оно до последнего! Это – намек, подсказка для человека. Который живет, о чем-то думает, ищет смысл жизни. А жизнь – одна, и это – твоя бесконечность. Как у Вселенной – от рождения до смерти. И в этой бесконечности для каждого столько всего интересного…

– Возможно, интересное только в объектив видно? Вооруженным, что называется, глазом?

– Нет! Я стал это замечать и без объектива. Открой глаза – и увидишь, над чем надо задуматься… Избитая, конечно, фраза про смысл жизни, но никто ведь до сих пор не знает, в чем он. Если его невозможно определить, так хоть замену какую-то найти – костылик, парашют… Для одного это – семья, дети, для другого – еще что-то…

В общем, речь, насколько я поняла, об отказе от мелковатых наших бытовых устремлений, которые уводят от главного. Что, безусловно, обидно; мышиная возня – никак не удел гомо сапиенса.

– Эта выставка – из разряда тех, посредством которых я даю возможность высказываться отдельным авторам, – пояснил директор галереи Алексей Горбунов. – Я бы не сказал, что она – экзистенциальная; здесь все-таки превалируют оптимизм и вечная весна. Тот же символизм с деревом мне, например, претит – слишком много очевидного… Но есть и приятные кадры, а если говорить о перспективе работы «ХЛАМа» – 5 января я прерываю череду черно-белых выставок и открываю цветную. Это будет персональная выставка Сергея Горшкова.