Газета,
которая объединяет

Артефакты Севастьяновского съезда

Коллекцию древностей пополнили новые экспонаты
Рубрика: от
Автор:

Провидение расстаралось: аккурат перед празднованием юбилея Воронежа университетские историки нашли в городской земле бесценные свидетельства древней жизни нашего города и его обитателей. Летом экспедиции истфака ВГУ (ученым и студентам) посчастливилось в буквальном смысле слова вынуть из-под земли артефакты, переданные теперь в областной краеведческий музей.

Все находки имеют один адрес: Севастьяновский съезд, 24. Именно на этой улице (наряду с еще двумя местами) велись раскопки, о результатах которых можно судить по выставке «Раскопки старого Воронежа»; недавно она открылась в краеведческом музее – как совместная акция этого учреждения, археологического музея-заповедника «Костенки» и исторического факультета университета.

Без излишеств

Факт проведенных исследований под руководством А.П. Медведева, М.В. Цыбина и В.Н. Ковалевского стал событием научной и культурной жизни Воронежа. Объяснение тому – на поверхности: впервые археологические раскопки осуществлены в исторической части города, на предполагаемом месте расположения древней сторожевой крепости. Легко представить, сколько еще тайн способна выдать родная воронежская почва при дальнейшем внедрении в нее археологов; видимо, впереди у нас – непочатый край открытий. Пока же рассмотрим то, что уже удалось извлечь на свет божий.

Железные рыболовные крючки в пол-ладони величиной; это каких же размеров достигали доисторические щуки! Гвозди, тоже железные, толщиной с палец взрослого человека; молоток для их «обработки» был, надо думать, ненамного легче современной кувалды. Детская керамическая игрушка – достаточно хорошо сохранившаяся куколка без росписи, которая и сегодняшнего малыша способна позабавить: ладная фигурка, милое личико. А вот глиняной погремушке дитятя XXI века вряд ли был бы рад: круглая, без затей коробочка (очевидно, все-таки гремучая) – и только.

Очень интересно разглядывать посуду, прикидывая, какую именно функцию выполняли извлеченные из-под земли горшки и крынки. Их дизайнерский минимализм – залог практического удобства; древние не гнались за ложными эффектами и ненужными понтами. Не требовало дело излишеств – никому в голову не приходило воплощать их в жизнь…

Обычная семья

Археологические находки – 2011 не только подтвердили предположения о местонахождении древнего города-крепости, но и позволили материализовать обывательские сведения воронежцев о жизни первых горожан. Найденная жилая постройка с погребом, невеликая по современным меркам, предположительно датируется VII-VIII веками; все ее содержимое, стало быть, – в возрасте двух-трех веков как минимум. В холодное время года домик отапливался печью; ямки для столбов по периметру и обилие тех самых гвоздей говорят о том, что наземная часть жилища представляла собой деревянный сруб.

Около 350-400 лет назад обследованный участок Севастьяновского съезда находился у самых южных стен старой крепости Воронеж, неподалеку от Ильинской башни. Оттуда спускалась дорога к реке. Скорее всего, обитатели найденного жилища использовали это обстоятельство, промышляя рыбалкой. О характере их иной деятельности можно догадаться по таким «отрытым» предметам, как подковы для сапог служилых людей и пряслице для ткачества. А обилие глиняной посуды прекрасно характеризует хозяйку; видимо, она отличалась домовитостью. Семья же в целом, судя по трофеям, была обычной для средневекового города.

Один артефакт историки обособляют от прочих: это нательный крестик конца VI – первой половины VII веков. Если он принадлежал хозяину дома – значит, в музее выставлены «останки» действительно первых домов крепости Воронеж.