Газета,
которая объединяет

Территория изящной словесности

Центр духовного возрождения представил издательские новинки
Рубрика: от
Автор:

Факт, известный всем, пожалуй, представителям читающего (и пишущего) Воронежа: для Центра духовного возрождения Черноземного края, выросшего в солидное региональное издательство, годом литературы являлся каждый из прожитых двадцати. Итог – выход в свет более двух сотен книг разной направленности, большинство из которых можно без преувеличения назвать событиями текущего литературного процесса.

Но 2015-й, объявленный общероссийским Годом литературы, требовал от издателей особого внимания – и его получил. Большой книжный вечер в Доме актера, состоявшийся позавчера и приуроченный к открытию литературного года, получился своеобразным творческим отчетом: руководство Центра и авторы полиграфических новинок, датированных прошлым годом, представили их гостям.

Фирменный почерк

Прозвучали, как водится, и планы на будущее, касаемые, в частности, исторического и историко-культурного краеведения, издания мемуаров Валентины Дмитриевой, талант которой восхищает литературоведа Олега Ласунского, и прозаического сборника Альберта Иванова. Что же до настоящего – директор Центра Людмила Попова и главный редактор Раиса Андреева не просто назвали «поименно» изданные книги (хотя и банальное перечисление названий способно впечатлить даже искушенного книгочея). Каждое издание представлялось в подробностях как содержательного, так и организационного толка. И это тоже – фирменный почерк издания, известного самым тщательным подходом к своему делу, в котором случайности исключены.

Итак, в 2014-м Центр издал книгу «Воронежская область в Великой Отечественной войне» Виктора Шамрая, пообещавшего к 70-летию Победы подготовить еще один подобный труд. «Дни воинской славы России» историка Андрея Амелькина – также посвящение юбилею Победы. Это второе, дополненное издание книги талантливого ученого, которого не стало в 2007 году.

«Историческое, топографическое и статистическое описание Воронежской губернии» Матвея Славинского подготовлено краеведом Александром Акиньшиным и снабжено его послесловием. История появления этой книги по-своему уникальна: ее рукопись, сделанная Наумом Яковлевым, сохранилась в единственном экземпляре. В 1980 году Александр Николаевич сделал с нее микрофильм, который «дождался» своего часа: современные технологии дали возможность «преобразовать» это «кино» в полноценную книгу. Которая, по словам Акиньшина, представляет жизнь воронежского края в 1800-1810-х годах.

Сопоставить и сравнить

Сборник «Игорь Лукин и его театр», составленный вдовой воронежского «кукольного» режиссера Галиной Лукиной, представлял профессор Бронислав Табачников, знавший Игоря Николаевича лично. Бронислав Яковлевич рассказал не только о герое книги, но и о том, как начинался театр кукол в Воронеже, являющийся нынче одним из лучших в Европе. Лукин собирал своих первых актеров, уровень мастерства которых был, мягко говоря, небезупречным, в кинотеатре «Юность» – о собственном помещении тогда приходилось только мечтать. Но Лукин довольствовался малым, отдавая любимому делу все, что мог. «Игорь Николаевич был истинным рыцарем театра, человеком очень светлым и бескорыстным», – свидетельствовал Табачников.

Также среди новинок прошлого года – пособие «Культурно-национальные особенности населения Воронежской области», исследование «Игумен земли Русской. Образ преподобного Сергия Радонежского в русской литературе» (которое священник Андрей Изакар назвал подарком для верующих) и совсем свежий том «Город через столетие. Век нынешний и век минувший». Благодаря этой книжке, о которой Центр, как выяснилось, мечтал давно, можно сопоставить, сравнить с точки зрения архитектуры старый Воронеж и современный мегаполис. Не в пользу, увы, последнего, что не удивляет: о сносе и разрушениях местных памятников истории, «островков» старины, слышим мы с пугающей регулярностью.

По мнению Ларисы Кригер, оценивавшей это издание, авторы – фотографы, в первую очередь – еще слишком мягко нарисовали безрадостную картину. Хотя, безусловно, есть, чем полюбоваться и на площадях-улицах сегодняшней столицы Черноземья: некрасивым наш город даже злопыхатели не назовут. А изюминкой книги, по мнению Кригер, стал репринтный текст исследования Юрия Успенского «Старый Воронеж». «Так точно, с той скрупулезностью, с которой описывает памятники Успенский, их не описывает больше никто», – заключила эксперт.

Восстали из мертвых

На особой ноте прозвучало выступление члена Союза российских писателей, воронежского поэта и прозаика Сергея Попова, автора довольно неожиданной книги под названием «Поговорим о наших мертвых...» (взгляд на поэзию Воронежа второй половины XX века). Не так давно «Берег» рецензировал это издание, так что теперь – комментарий писателя. Который, в ответ на замечание Раисы Андреевой о том, что название «весьма оригинального поэтического сборника» поначалу издателей шокировало, оговорился:

– Название принадлежит не мне: это строчка из стихотворения поэта фронтового поколения Михаила Львова. Может, на кого-то она производит несколько угнетающее впечатление. Но отражает, по крайней мере, суть того, что представлено под обложкой книги. Жизнь преподает нам науку памяти, и уже после выхода сборника в мир иной ушли Владимир Шуваев, а буквально несколько дней назад – Георгис Веллас... Поэтому не нужно, наверное, пугаться этих слов. Книга посвящена времени, которое предполагало личное, непосредственное, плодотворное общение поэтов друг с другом; это конец XX века, его последнее десятилетие. И мне посчастливилось общаться со многими литераторами, работающими в те годы. В сборнике представлена не только своеобразная авторская антология стихотворений знакомых авторов, но и – мои эссе. Не документальные, а с некоторым художественным преломлением впечатлений тех лет – о встречах с поэтами, которые от нас ушли.

Безусловно, именно это обстоятельство и сообщает сочинениям Попова их ценность: авторская окраска подобных повествований превращает их в то, что принято называть эксклюзивом.

Поколенческий разрыв

– Я рад, что книга вызвала волну интереса к литературе описываемого времени – поэзии, в частности, – продолжал Сергей Викторович. – Во многих изданиях появились отклики – интересные, серьезные статьи об этой книге и людях, представленных на ее страницах. Так что, по моим представлениям, книга работает, осуществляет то, ради чего писалась. Она ведь призвана возвратить в жизнь и литературный обиход «наших мертвых». И будет интересна, мне кажется, не только молодым читателям, не заставшим описываемое время в силу возраста, но и самим литераторам. Не знаю, почему, но в воронежской поэзии образовался некий поколенческий разрыв. Сегодня в этой области активно работают люди, которые миновали пятидесятилетний рубеж, и совсем молодые ребята, многим из которых далеко до тридцати. А 35-ти, 40-ка, 45-тилетних авторов, пишущих постоянно и серьезно, можно сосчитать по пальцам одной руки. Молодые же литераторы зачастую совершенно не знают своих предшественников, работают с абсолютно чистого листа, изобретая велосипед. Поэтому, мне кажется, и в цеховом плане эта книга окажется полезной. И мы, надеюсь, еще будем иметь повод поговорить о фигурах, представленных на ее страницах.

Во избежание губительной протокольности, выступления «про книжки» чередовались с песнями под гитару и чтением стихов. Отдельным номером программы следует назвать выход на публику юного скрипача Георгия Ибатулина, который, показалось, чувствует музыку на уровне взрослого исполнителя. Мастерства этого ребенка, блеснувшего недавно на международном конкурсе юных музыкантов, хватит на полноценный филармонический концерт, который, надеюсь, не заставит себя ждать.