Газета,
которая объединяет

Чтобы брюки – превратились

Активы и перспективы воронежской сцены
Рубрика: Культура№ 14 (1874) от
Автор: Сергей Попов

Знаменательная для воронежского театра оперы и балета дата приходится на февраль 2015 года. Ровно 35 лет назад на его сцене состоялась премьера легендарного балета Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь».

Поставленный в 1979 году для Азербайджанского академического театра оперы и балета, этот спектакль до сих пор с успехом идет на крупнейших сценических площадках России и мира. В основу либретто в авторстве выдающихся драматургов, братьев Ибрагимбековых, положены знаменитые восточные сказки Шехерезады.

Восток – дело яркое

Вклад Воронежа в популяризацию «восточного» балета неоспорим. Создатель музыки, народный артист СССР Ф. Амиров, говорил в одном из интервью, что «Тысяча и одна ночь» вышла за пределы Азербайджана, во многом благодаря инициативе именно воронежского театра.

В далеком 1980-м вместе с маэстро в наш город прибыла постановочная группа из Баку: блистательная балетмейстер-постановщик Наиля Назирова, художник-постановщик Тугрул Нариманбеков, художник по костюмам Таир Таиров, педагоги-репетиторы. Пока шла подготовка к премьере, местные газеты пестрели заголовками «Скоро увидим «Тысячу и одну ночь» и т.п. Сама же премьера стала настоящим событием в культурной жизни Воронежа. Критики единодушно отмечали, что композитор Амиров создал музыкальный шедевр, в котором нет ни одного случайного такта. О его музыке нельзя сказать, что она кому-то нравится, а кому-то – нет. Это творение способно покорить любого слушателя: сложная восточная ритмика, необыкновенная напевность мелодий, классическая стройность произведения – все тут на высоте.

Такая музыка давала хореографу большие возможности для ее интерпретации. Сказочный Восток, мир реальный и фантастический, переплетение драматических коллизий, возвышенных чувств, тонкого юмора и озорства – все это волей балетмейстера сложилось в единое зрелище: яркое, эмоциональное, отмеченное безупречным вкусом и пластической выразительностью.

Фольклор плюс классика

Наиля Назирова, цитируя танцевальный фольклор арабских стран, мастерски перевела его на язык классического балета. Первые исполнители – народные артисты РФ Марина Леонькина, Анатолий Головань, заслуженные артисты РФ Сания Куртосманова, Людмила Масленникова, Валентин Драгавцев, Петр Попов, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Дубинин и другие – танцевали свои партии с большим вдохновением.

Оглушительный успех премьеры «Тысячи и одной ночи» способствовал тому, что спектакль очень быстро стал украшением балетного репертуара воронежского театра. С этой постановкой театр объездил многие города России, гастролировал за рубежом. Впоследствии в спектакле блистали народная артистка РФ Татьяна Фролова, заслуженные артисты РФ Владислав Иванов, Михаил Негробов. Партии из «Тысячи и одной ночи» прочно вошли в репертуар нынешних ведущих солистов балетной труппы – дипломанта международного конкурса Светланы Носковой, лауреатов международного конкурса Юлии Непомнящей, Александра Литягина и других мастеров.

Выдержав за 35 лет более четыре сотни показов, «Тысяча и одна ночь» продолжает действовать своими чарами на зрителей, собирая полные залы. Юбилейный вечер запланирован на 19 февраля, в 19.00.

Из бабушкиного сундука

Другой коллектив – инклюзивный «Театр равных» – готовит к постановке спектакль по рассказам Андрея Платонова, премьера которого намечена на 27 марта – ее приурочат к Всемирному дню театра. И в этой связи – обращение к неравнодушным воронежцам директора «Театра равных» Валерии Маламура.

– Для спектакля нам очень нужны, просто необходимы старые вещи – примерно 20-50-х годов прошлого века. Из разряда тех, что хранятся в бабушкиных сундуках: выбросить жалко, а применить негде. И они лежат у людей мертвым грузом. Мы же будем очень признательны желающим передать нашему театру эти предметы.

Мужские серые брюки, куртка-френч, четыре пары женских полусапожек, длинная юбка, четыре полупальто, шесть фуфаек, восемь платков, два рабочих комбинезона, две жилетки с меховой оторочкой, четыре ушанки, по два женских и мужских пальто, пуховый платок, две пары мужских туфель, по четыре кепки и свитера, десять пар мужских ботинок, шесть пар женских туфель… Вот «добро», требуемое актерам для создания образов и нужной атмосферы спектакля. Которая продиктована использованием трех платоновских произведений известного: «Юшка», «Пустодушие» и «Фро».

Средств для пошива новых костюмов у труппы, в состав которой входят, наряду со здоровыми, молодые люди с ограниченными физическими возможностями, нет. «Театр равных» существует исключительно на энтузиазме, но при том поражает работоспособностью, отношением к делу и талантами тех, кто занят в проекте.

Уточнить размерный ряд необходимых вещей можно по телефону 8951 561 5164 (Валерия Маламура).