Газета,
которая объединяет

Разбогател? Плати!

Рубрика: от
Автор:

Госдума в ближайшие дни может рассмотреть вопрос повышения ставки налога на доходы физических лиц. Не исключено, что парламентарии откажутся от плоской шкалы исчисления подоходного налога, подняв его для самых богатых с сегодняшних 13 до 28%.

По мнению разработчиков законопроекта, нынешняя ставка в 13% сохранится только для тех, кто зарабатывает менее 5 млн руб. в год. Делим 5 млн на 12, и получаем чуть более 416 тыс. руб. в месяц – подавляющее большинство россиян столько не зарабатывает, следовательно, для абсолютного большинства населения нынешняя ставка сохранится и в случае, если депутаты внесут указанные изменения.

А вот те, кто зарабатывает от 5 до 50 млн руб. в год, заплатят в казну уже 18% от полученной суммы. С 23% «кровных» придется распрощаться тем, кто имеет доход от 50 до 500 млн. Ну а если вы зарабатываете более полумиллиарда в год, будьте готовы поделиться с государством 28% от полученных средств.

Мысль эта, сразу скажу, не нова. Возможность внедрения прогрессивной шкалы налогообложения обсуждалась в обществе и депутатской среде уже не один и не два раза. И все время что­-то мешало. Не факт, что не помешает и на этот раз. Хотя, на минуточку, подоходный налог – главная составляющая большинства муниципальных бюджетов. И заставь местных богачей платить не «по­божески», а в «полный рост», ряд органов местного самоуправления получили бы действительно неплохую прибавку к своим бюджетам.

Но, уверен, вряд ли получат. И не потому, что парламентарии «зарежут» этот законопроект. Возможно, что и не «зарежут», не исключаю даже, что могут и сразу в трех чтениях принять, суть не в этом. Суть в том, что категорийность доходов для исчисления ставки налога вызывает очень большие вопросы.

Возможно, самую «бедную» категорию я бы оставил без изменения. Ну, может, только понизил бы верхнюю планку до 3 млн руб. в год. 250 тыс. руб. в месяц – достаточный предел для исчисления налога по минимальной ставке. А дальше бы использовал градацию менее широкую, чем «коридор» в 45 или 450 млн. И порог в 23%, думаю, нужно было бы ввести не для тех, кто зарабатывает более 50 млн в год, а для всех, чей уровень дохода превышает, предположим, 25 млн. Тогда действительно будет результат.

Результат этот обусловлен еще и тем, что сегодня в городах, соразмерных с Воронежем, можно насчитать немало людей, чей уровень доходов исчисляется 1­-2 млн руб. в месяц. За их счет муниципальные бюджеты могли бы и впрямь получить определенную подпитку. В случае же, если законопроект будет принят в предложенном варианте, органы местного самоуправления смогут рассчитывать на мало­-мальское увеличение налоговой отдачи только от тех, кто входит в группу «от 5 до 50». Основные же сливки от придания этой новации статуса закона снимут только столицы – Москва и отчасти Санкт-­Петербург. И то – не факт.

Избалованные советской и постсоветской налоговой системой олигархи вряд ли смирятся с необходимостью уплачивать едва ли не треть собственного дохода в муниципальную казну. Они и тринадцать­-то процентов платят с неохотой (не исключаю, что отнюдь не со всех заработков), а что уж говорить о 28%! Поэтому наверняка, если законопроект все же будет принят, страну ожидает волна ухода зарплат особо обеспеченных людей в непроглядную тень.

В европейских странах в этом не было бы ничего страшного. Ушел от налогов – будешь пойман и загремишь в тюрьму на такой срок, что другим неповадно будет играть с государством в игры. В России же ситуация иная. Обеспеченные люди у нас – каста неприкасаемых. Не в смысле, как в Индии, а в прямом смысле – прикасаться к ним нельзя. Правоохранительным органам без соответствующей на то резолюции – тем более. А если у правоохранителей не будет шансов привлечь к серьезной ответственности тех, кто будет уходить от повышенного налогообложения, то какой смысл вводить это самое налогообложение?

Поэтому более чем уверен: если депутаты все же примут соответствующее решение, основное увеличение по НДФЛ обеспечат как раз те, кто зарабатывает от 5 до 50 млн руб. Вернее, от 5 до 10 – в этот диапазон вполне укладываются зарплаты крупных топ-­менеджеров, в том числе регионального уровня. Те же, кто может действительно пополнить казну за счет этого налога, найдут лазейки для того, чтобы этого не делать. И государство, уверен, просто закроет на это глаза. В результате мы получим еще один «красивый и правильный» закон, который, как и сонм других, ранее принятых, не будет работать…