Газета,
которая объединяет

Процесс века

В Воронеже издана книга об архитектуре старого и нового города
Рубрика: Культура№ 17 (1877) от
Автор: Анна Жидких

Коренной воронежец без труда перечислит вещи, которых много не бывает: все, что связано с историей города и ее атрибутикой – в авангарде этого перечня. А уж книги, посвященные городским реалиям – в вечном дефиците; это ж не облегченное чтиво, на котором «навариваются» коммерсанты известного пошиба, в силу чего бесперебойно его штампуют.

Серьезная литература в серьезном исполнении; это – выбор и принцип работы воронежского издательства «Центр духовного возрождения Черноземного края». На излете прошлого года там вышла книга «Город через столетие. Век нынешний и век минувший». Издание, адресованное широкому кругу читателей, представляет Воронеж старый и Воронеж новый «в снимках и описаниях городской панорамы, конкретных улиц, домов, храмов…»

С любовью и по науке

Начнем с того, что чисто внешне книга – выше всех похвал: самим обличьем дает понять, что город наш – красивый и интеллигентный, требующий деликатного подхода к своей истории. История и стала главным «персонажем» сборника; достаточно сказать, что документальный стиль оформления издатели предпочли художественному. Использованы, большей частью, фотографии и антикварные открытки, а не рисунки или репродукции художников. Случай ведь тот, когда только историческая правда – в тему, что и имеем; любая вольность тут – явно инородное тело.

«Любите ли вы Воронеж? – вопрошают издатели в предисловии. – Любите ли вы его так, как любили и любят этот старинный русский город авторы нашей книги? Осознанно, деятельно, с глубоким знанием его истории, желанием сохранить его архитектурный облик, сформированный веками, его культурную среду, которая создавалась духовными устремлениями многих и многих поколений…» Вот, собственно, посыл, благодаря которому появилась книга. И этот момент, однозначно ощущаемый читателем – эмоциональный – не менее значим, чем содержательный: то, что сделано с любовью и то, что без нее, пусть и строго «по науке» – две большие разницы, как говорят в Одессе.

Едва ли не самая главная ценность альбома, наряду с самим повествованием – возможность наглядного сопоставления городских достопримечательностей и пейзажей «старого и нового образца». На одной и той же странице даны виды города современного и того, которого больше нет. К примеру, на открытке конца XIX века показан Городской сад, позже переименованный в Первомайский. А ниже – Благовещенский собор, построенный на этой территории уже на нашей памяти.

На контрасте

Сколько ни встречала в краеведческой литературе «картинок» старого города, на которых в последнее время мода – все время хотелось именно такого контраста, сопоставления того, что было, с тем, что стало. Умозрительно путешествовать по ушедшему Воронежу – не каждому по плечу: надо знать наперечет, какая улица пришла на смену той или иной, что для большинства нынешних воронежцев проблематично. Книга же избавляет от таких затруднений: достаточно верить своим глазам, чтобы уловить живую связь между прошлым и настоящим.

«Когда было лучше: сто лет назад или сейчас?», – вопрошает автор главы под названием «Воронежская панорама». И советует: «Не стоит делать такие выводы по парным снимкам видов города… Вырисовывается другая интереснейшая картина: что незыблемо стоит веками, а что неузнаваемо изменилось?» В числе «незыблемостей» – сохранившиеся, хотя и далеко не в том объеме, которого хотелось бы, памятники федерального и регионального значения; таковых на территории города сегодня насчитывается 27 и 258 соответственно.

Остальные главы «специализируются» на конкретных городских объектах – улицах («Память улиц»), отдельных домах («Новая судьба старого дома»), православном зодчестве («Храмы: вера и зодчество»). Здесь можно найти сведения не только о знаковых воронежских сооружениях, но и о куда менее «признанных» их собратьях. Причем – с четкой авторской оценкой информации.

Репринтный колорит

Показателен пример с Отделением Государственного банка, превратившимся по ходу истории в обычную пятиэтажку на Плехановской, некогда Большой Московской. В 1884 году местные банкиры приобрели особняк купцов Капканщиковых, перестроили под офис флигель. «Но в годы хрущевской критики «излишеств в архитектуре» пришлось обеднить проекты многих домов, – читаем на странице 188. – В результате на углу с улицей Кости Стрелюка на месте бывшего банка стоит невыразительный типовой дом №6».

Еще одним неоспоримым преимуществом издания следует считать наличие в нем художественно-исторического очерка «Старый Воронеж» Юрия Успенского, впервые опубликованного в 1922 году. Репринтное издание само по себе воспроизводит колорит, необходимый книге такого профиля. Но, кроме того, эта книга в книге самоценна как образец досконального описания воронежской старины.

«Древний деревянный Воронеж, от которого ничего не уцелело и который нельзя «потрогать руками», раскрыт сквозь призму художественной реконструкции, – характеризует повествование Успенского краевед Александр Акиньшин, написавший предисловие к репринту. – Следующие разделы обозначены хронологически и тематически: XVII век и Петровская эпоха, XVIII век и начало XIX века, где церковное зодчество отделено от гражданского…»

Надо ли уточнять, что как раз «в Успенском» есть и работы художников? Которым, по причине скудости технического оснащения «старины глубокой», роль летописцев была свойственна, как никому кроме? Сам Юрий Иванович сделал приписку к своему очерку: он в свое время вышел «с 21 репродукцией с картин, акварелей и фотографий в тексте и 2 листами чертежей». Спасибо издателям, что теперь это богатство – достояние воронежских читателей.