Твои, мои – наши
В феврале на подъездах некоторых многоквартирных домов Воронежа появились объявления, в которых управляющие компании сообщили жителям о новой организации, обслуживающей их домофоны. Казалось бы, безобидная информация, однако собственники забили тревогу: ведь уже многие годы они напрямую сотрудничают с определенной обслуживающей домофоны организацией и претензий к ней не имели. Так при чем же тут управляющие компании?
На новых условиях
– Мы были первыми, кто стал оказывать эту услугу воронежцам, – рассказывает предприниматель Сергей Титаев. – Много было затрачено сил, закупалось современное оборудование, было введено специальное обслуживание. Сегодня, можно сказать, мы достигли высокого уровня в своей работе. А теперь нас просят посторониться…
Еще десять лет назад домофон не входил в «базовую комплектацию» МКД и устанавливался только по желанию жильцов подъезда. Все «скидывались», обращались в специализированную организацию, заключали с ней договоры и ежемесячно получали отдельную квитанцию на оплату ее услуг. Вполне понятный процесс.
Однако месяц назад в управляющих компаниях решили: пора принимать заботу о домофонах на себя. Учитывая, что в УК не было договоров об обслуживании ни с одной организацией города, они выбрали ту, что больше пришлась им по душе: «Домофон-Ресурс».
– Мы хотели привести свою работу в законное русло в свете предстоящего лицензирования,– говорит директор УК Коминтерновского района Станислав Судаков. – Содержание и текущий ремонт общедомового имущества, к которому относятся домофоны, является нашей обязанностью. Мы несем ответственность и отчитываемся по своим обязательствам перед собственниками помещений в многоквартирном доме, жилищной инспекцией, другими надзорными ведомствами. Ненадлежащее исполнение обязательств может привести к проблемам при получении лицензии.
Незаконные договоры
Однако ИП с таким раскладом не согласны. Почему бы им же и не предложить обслуживать домофоны?
– Мы заключили договор с компанией «Домофон-Ресурс» только потому, что там нам предложили выгодные условия работы, – поясняет директор УК «Городок» Майя Колесникова. – Эта компания обязалась поучаствовать в ремонте входных групп подъездов, в том числе входных дверей. По согласованию с жильцами, «Домофон-Ресурс» будет приводить в порядок общедомовые площади первых этажей подъездов там, где это необходимо, поскольку именно первые этажи быстрее всего теряют вид после ремонта.
«Изначальные» предприниматели сложа руки сидеть не собираются и уже пожаловались во все инстанции. В ожидании ответов они выяснили, что есть разъяснение Министерства регионального развития РФ от 27 апреля 2011 года (N 8055-14/ИБ-ОГ). В нем сказано, что домофон является общедомовым имуществом, и УК обязана ремонтировать эти устройства. Сама или привлекать для работы подрядчика.
– Заключение прямых договоров с собственниками помещений МКД на обслуживание общего имущества незаконно, – сообщается в документе. – Обязанность заключения договора на техническое обслуживание домофона как общего имущества возлагается именно на управляющую организацию. Обслуживание домофона должно входить в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.
В общее имущество
Следовательно, если домофон не предусмотрен проектом МКД, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества дома, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно.
Примерно то же самое ответили предпринимателям и в управлении муниципального жилищного контроля.
– Домофоны как оборудование в составе единой системы автоматических запирающих устройств, размещенных в местах общего пользования, входят в состав общего имущества, их содержание, обслуживание и ремонт относятся к обязанностям УК, – говорится в официальном ответе.
Однако предприниматели сдаваться не собираются. Тем более, что прокуратура Коминтерновского района выступила в их защиту, объявив предостережение руководителям управляющих компаний о недопустимости нарушения жилищных прав граждан.
Кстати, именно о них и стоит беспокоиться в данной ситуации. Кто бы ни оказался прав, главное, чтобы жители продолжали жить с исправными домофонами и без двойных платежек, которые, скорее всего, при данном раскладе просто неизбежны.