Газета,
которая объединяет

Да, были люди...

Профессор Олег Ласунский – о первых воронежских литераторах
Рубрика: Культура№ 24 (1884) от
Автор: Сергей Попов

«Берег» уже сообщал о том, что в рамках Года литературы в России литературовед, краевед, профессор Олег Ласунский читает в Воронежской областной библиотеке им. Никитина авторский курс «Воронежский край в русской словесности». Лекции проходят каждый последний четверг месяца, начинаются в 15.00. Вход на мероприятия – свободный, в библиотеке ждут всех желающих.

Из запланированных девяти лекций воронежцы услышали пока две. На последней из них, недавней, Олег Григорьевич рассказал о наших знаменитых земляках – литераторах Евгении Болховитинове и Сергее Марине.

Меняя имена

– Создателем воронежской губернской типографии явился Евфимий Болховитинов, ставший впоследствии «звездой» отечественной культуры, – начал рассказ Олег Ласунский. – Его отец был священником Ильинской церкви, которая сохранилась до сих пор: она находится чуть ниже главного корпуса ВГУ.

Евфимий Алексеевич Болховитинов был человеком яркой индивидуальности, природа наградила его множеством талантов. Он окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Вернувшись в наш город, стал преподавателем, а затем и префектом (то есть, завучем) воронежской духовной семинарии. Неудивительно, что ему поручили стать куратором создания типографии.

Типографию разметили в предместье Акатово (это там, где сейчас расположена улица Сакко и Ванцетти). В ту пору на этой территории находилось Воронежское уездное училище. В его каменном, одноэтажном здании (оно, к сожалению, до наших дней не дотянуло) и получила прописку типография. Книгопечатное оборудование привезли из Москвы. На этой «фабрике» появились первые воронежские книги.

Судьба же самого Болховитинова сложилась достаточно трагично. Сначала из жизни ушли его сыновья, потом скончались супруга и дочь. И для священника оставался только один путь – постричься в монахи.

Болховитинов принял монашеское имя Евгений и уже под ним вошел в историю российской культуры. Впоследствии ему суждено было стать митрополитом Киевским и Галицким.

Для современных историков

На протяжении всей сознательной жизни Евгений Болховитинов активно изучал гуманитарные дисциплины. Стал, и это факт общепризнанный, прародителем местного краеведения. Созданная им работа «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» до сих пор почитаема в качестве одного из первых краеведческих трудов, посвященных нашему городу. Современные историки и регионоведы черпают из этой книги множество важных сведений. Кстати, в 2011 году книга была переиздана. Поэтому сегодня ее нетрудно найти и самостоятельно познакомиться с исследованиями Болховитинова.

Евгений явился и одним из первых в России библиографов, книгоописателей. В течение всей жизни, используя доступные источники, Болховитинов работал над словарем русских писателей. В конце концов, рукопись оказалась настолько большой, что пришлось ее «располовинить»: при первоначальном объеме издать такой труд было невозможно. В 1818 году в Москве вышел двухтомник словаря духовных писателей, а в 1838 году – опять же, в Москве – выпустили словарь светских писателей. В обоих словарях помещено более 800 биографий.

Надо отметить, что в то время еще не было четких разграничений в отраслях гуманитарного знания. Поэтому когда Болховитинов пользовался понятием «писатель», он имел в виду всех авторов, опубликовавших книги или иные печатные труды. Так что в категорию писателей оказались включены и врачи, и ученые, и композиторы... – Но, несмотря на такую «всеобъемлемость», для нас, историков филологического толка, эти словари очень ценны, – отметил Олег Григорьевич. – Мы периодически к ним обращаемся, пользуемся информацией, оставленной нам Болховитиновым. Таким образом, мы можем сказать, что у истоков литературной жизни в нашем крае стоит человек, который чрезвычайно много сделал для России в целом.

Также Евфимий Болховитинов стал главой кружка разночинцев, явившегося первым общественным объединением местных интеллектуалов. У историографа, известного воронежского прозаика Владимира Кораблинова даже есть небольшая повесть, повествующая о деятельности этого кружка – «Падре Евфимиус» называется.

Воин-сатирик

Важнейшим событием, пробудившим в обществе (прежде всего – дворянском) чувство патриотизма, явилась война 1812 года. Один из участников этой войны, наш земляк Сергей Никифорович Марин (1776-1813), вошел в историю русской литературы как блестящий поэт-сатирик.

– Он был знаком со всеми известными русскими писателями того времени, – поведал Олег Ласунский. – Был вхож в салон видного сановника, президента академии художеств Алексея Оленина. Среди его друзей были Гаврила Державин, Константин Батюшков, Василий Жуковский, Иван Крылов, Денис Давыдов. То есть, люди, которые в пушкинскую и предпушкинскую эпохи очень много значили для нашей изящной словесности.

Сергей Марин родился в Воронеже. Он был сыном полковника, позднее ставшего воронежским вице-губернатором. Поэтому Марину просто-таки предопределялась ратная судьба. Фактически малолетним подростком он был отправлен в Санкт-Петербург. Там оказался в элитном Преображенском полку. Довольно долго служил на различных унтер-офицерских должностях, принимал участие в первых антинаполеоновских походах 1805-1807 годов.

Уже тогда литературная слава нашего земляка довольно быстро распространилась в образованных кругах российского общества. Особую популярность получил созданный Мариным «Марш Преображенского полка». Под звуки этого марша в 1814 году русская армия входила в поверженный Париж…

Без амбиций

Сергей Марин был храбрым воином, участвовал в нескольких крупных сражениях. В частности, при Аустерлице, где и получил тяжелое ранение. За храбрость награжден «Золотой шпагой». Ранения поспособствовали тому, что Марин ушел из жизни в весьма молодом возрасте.

Но и за короткую жизнь этот выдающийся человек много чего успел. Сергей Марин был приближен к царю
Александру I, стал одним из его адъютантов. И однажды даже направлялся в Париж с депешей от русского царя – честь и доверие безграничные...

Он никогда не стремился быть «профессиональным автором». При жизни не вышло ни одной книги Сергея Марина. Его вполне устраивала слава поэта «изустного», рукописного. Человеком он был совершенно не амбициозным. Его стихи, шутки, эпиграммы и экспромты ходили по рукам. А поскольку он был близок к правящим кругам Петербурга, его творения доходили до самых верхов элиты того времени.

Во многих стихах Марин говорит о военной муштре, о самодурстве начальников и командиров. Судьба товарищей по оружию тоже всегда интересовала поэта. Он весьма ядовито переделал одну из од Ломоносова, посвященную российскому офицерству. Большой популярностью пользовались и другие пародии Марина. Одним из самых известных его произведений стало стихотворение «Хвосты», рисующее в сатирической форме сановников – лицемерных, неискренних, раболепных. Используя прием гиперболы, Сергей Марин создал фантастическую картину существования людей, у которых выросли хвосты. По «поведению» хвоста можно понять, искренен человек или фальшив... Остается только сожалеть, что в наши дни острота пера, подобного, маринскому, не в фаворе; сегодняшних чиновников высмеивать мало кто решится...