Газета,
которая объединяет

Сергей Шакуров: «Книги от сына прячу в морозилку!»

Рубрика: от
Автор:

В Воронежском концертном зале состоялся очередной спектакль в рамках проекта «Сказки с оркестром», гостем которого стал народный артист РФ, известный актер театра и кино Сергей Шакуров.

В сопровождении Воронежского молодежного симфонического оркестра Сергей Каюмович исполнил сказку Джеймса Крюса «Тим Талер или Проданный смех» – фантастическую повесть о мальчике, который променял свой смех на богатство, но не стал от этого счастливым.

Табу на гаджеты

Перед выступлением Сергей Каюмович рассказал журналистам, что «Сказки с оркестром» в столице пользуются у зрителей огромным успехом. «Я не единожды выступал с этой сказкой в зале Чайковского – и всегда аншлаги, билетов не достать. Даже своих знакомых провести не могу, несмотря на то, что это большой зал!»

– Принять участие в проекте согласились сразу?

– Да, долго не раздумывал. Сначала сходил в концертный зал Чайковского по приглашению Чулпан Хаматовой – она читала «Спящую красавицу». Потом еще кто-то из актеров позвал… В общем, идея понравилась. И когда мне предложили принять участие в проекте, я согласился. Выбрал «Тима Талера» – это сказка для пацанов.

– Младшему сыну Марату сказки на ночь читали?

– А как же! Столько перечитал, вы даже не можете себе представить. Но в результате за это получил «по башке палкой». В свои 10 лет Марат вообще с книгами не расстается. Ему вставать в школу в 7 утра, а он до 12 ночи, а то и позже, читает. Книжку не отнимешь! Мы с женой его укладываем, выключаем свет, уходим в другие комнаты заниматься своими делами. А когда идем спать, смотрим – у сына снова свет горит. Приходится отнимать книгу и прятать в холодильник. Кладем в морозилку – чтобы не нашел.

– Он только бумажные книги читает? Сейчас ведь молодежь все черпает из электронных носителей…

– Только в бумажном, слава тебе Господи. Я, например, тоже не могу с гаджетов читать – мне книжка нужна. А у сына этих самых электронных носителей и нет. Я не разрешаю в компьютеры играть – берегу его. Марат, конечно, пытается в школе у кого-то урвать планшет и поиграть, но дома у нас на это дело табу. Мобильным телефоном Марат тоже очень ограниченно пользуется…

«С популярными рожами сниматься отказываюсь!»

– Сергей Каюмович, вы часто играете Чехова – и в антрепризах, и в кино. Сейчас Год литературы; как вы считаете, это поможет возродить интерес к классике?

– Думаю, да. Особенно, если будут проходить такие проекты, как «Сказки с оркестром». Если даже не в каждом городе, то хотя бы через один. Кроме того, мы – самая читающая нация в мире. Я сегодня заскочил в один из воронежских книжных магазинов – можно с ума сойти, какой там огромный выбор литературы. Так что – куда мы денемся?

– А что вам сейчас интересно играть? Что из современного кино привлекает?

– Для меня неважно, кто написал сценарий – я смотрю на первоисточник. Если задел материал, то мне все равно – известная фамилия, или неизвестная. И только потом смотрю на режиссера и партнеров. Я в этом плане очень капризный. Если начинают подсовывать какую-нибудь популярную рожу – из «Камеди Клаб», к примеру – работать не буду.

– Фильм «Битва за Севастополь» вам понравился?

– Я его не видел. Зато мне ужасно понравился фильм Анны Меликян «Звезда». Потрясающая картина.

– Вы недавно снялись в сериале «Великая». Что в нем привлекло?

– Великолепный материал. Просто замечательно прописан сценарий, все роли отлично выписаны! Там есть что играть. С этим согласились и мои партнеры – Рома Мадянов, Наташа Суркова, Юля Снигирь… Картина получается интересная, в отличие от «Екатерины», которую показывали по «России».

Себе давно надоел

– Сергей Каюмович, вы бы согласились сыграть у молодого режиссера за низкий гонорар? При условии, конечно, что материал интересный…

– Безусловно, почему нет? Я такие эксперименты и раньше делал. Снимался в первом фильме Саши Панкратова «Портрет жены художника»… С удовольствием работаю с молодежью, потому что это совсем другое поколение. Мне интересно, что они делают, чем живут – хочется от них напитаться. Я сам себе давно надоел, надо у молодежи поучиться.

– А в «Экипаже» чему научились? Это же ремейк известного фильма…

– Ну, там режиссер Коля Лебедев, он уже давно зарекомендовал себя.

– Говорят, что русские ремейки часто бывают неудачными. Каким этот фильм получится?

– Не могу сказать. Даня Козловский меня поразил работоспособностью. Он молодец, трудится не покладая рук. Не просто красавчик, а самый настоящий трудяга. Я раньше думал, что Даня – смазливый маменькин сынок. Но увидев, как он пашет, был восхищен!

– Вы снимались в картине Анджея Вайды «Пан Тадеуш». Сейчас с ним контакты поддерживаете?

– Нет, он древний уже, старенький. Там был хорошо выписан русский офицер, поэтому, когда Анджей меня пригласил, я согласился. А так мне там делать нечего. Польшу вообще не перевариваю, тяжелая страна: люди вредные, жадные, за копейку мать родную продадут.

Больше отдыхать, меньше работать

– Людмила Гурченко говорила, что у вас есть одно замечательное качество – говорить правду. А часто приходилось за правду страдать?

– Приходилось, но я не страдал. Потому что был убежден, что иначе не могу поступить. Все ситуации – с кино связаны: отказался что-то играть – и меня дирекция «Мосфильма» отлучила от киностудии на целый год. Но я ни капельки не жалел. Друзья меня предали… Когда снимали картину «Земля Санникова», где я должен был играть беглого каторжанина Губина, нам на «Мосфильме» подсунули двух никудышных режиссеров, которые не оставили даже намека на роман Владимира Обручева – все перелопатили. Мы просили руководство «Мосфильма» заменить этих двух дилетантов на одного нормального режиссера. Бунтовали месяц. Даже отправили на «Мосфильм» телеграмму: «Сидим в г… на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров» Но руководство пошло на принцип и категорически отказалось менять режиссеров. В результате им удалось переубедить всех, кроме меня. Я не стал работать в этой картине, а мои друзья, Олег Даль и Влад Дворжецкий, взяли и предали меня, согласившись работать дальше. Я вырубил этих двух людей, уже покойных, прости Господи, из своей жизни, и пошел до конца. Но я не жалею.

– О чем фильм «Дед 005», в котором вы сейчас играете?

– Это семейное кино. Друзья попросили принять участие, и я согласился, потому что подобралась хорошая компания. Режиссер фильма – бывший бизнесмен, у него банк свой был. Потом он завязал со всей этой фигней и написал историю о бывшем полковнике ФСБ, которого отправили на пенсию, но он успокоиться не может. Очень симпатичное кино. Я играю там главную роль – деда. Прекрасный латвийский актер Андрис Булис играет моего внука. Красавец. Он совершает постоянно какие-то ошибки – то не за ту бабу зацепился, она изменяет... И дед, как бывший разведчик, помогает ему выкрутиться из всех ситуаций. На этом построена картина… Мы сейчас сняли еще две, в продолжение, но пока денег нет выпустить – кризис сказался.

– Как удается сниматься одновременно в нескольких проектах? Вы такой организованный, все успеваете?

– Это стечение обстоятельств. Изначально все эти проекты должны были идти в разное время. Но съемки картины «Дед 005» задержались, а тут подоспела «Великая». Плюс еще снимаюсь в фильме «Следователь Тихонов» по братьям Вайнерам. Наложилось одно на другое, и я просто ничего не мог поделать. Не потому, что я такой организованный – просто попал в переплет. Ну, ничего страшного, в советские времена бывало и похуже – по три картины сразу, и в каждой у меня – главная роль.

– Где черпаете силы?

– Стараюсь много отдыхать – не позволяю себе целыми днями работать. Недавно вернулся с недельного отдыха, и скоро тоже куда-нибудь улечу. Люблю море, плавать. Плавание меня и спасает. Трижды в неделю хожу в бассейн – плаваю по километру, мне этого хватает. А иначе не смог бы по три часа стоять на сцене и рыдать, смеяться, заставлять зрителей ходуном ходить…

– Слышала, жена вам помогает – все организационные вопросы на себя взяла…

– Да, слава Богу. Договоров я уже не читаю. Даже не знаю, куда завтра улетаю – голова об этом не болит.

Не сцена, так рынок

– Вы говорили, что не смотрите телевизор, не читаете газет… А за новостями следите? Сейчас все обсуждают скандал с оперой Вагнера «Тангейзер», поставленной в Новосибирске. Местный митрополит обратился в прокуратуру с просьбой убрать спектакль из репертуара, так как он оскорбляет чувства верующих. Тысячи новосибирцев бастуют против закрытия. На чьей вы стороне?

– Я же не видел эту оперу! А если не видел – зачем идти на площадь и кричать? Если церковь нашла в постановке что-то непотребное – считаю, что лучше прислушаться. Мы сейчас живем в мире беспредела и вседозволенности! Вы знаете, как мой ребенок ругается матом? Я даже представить себе не могу, чтобы так в его возрасте ругался!

– А правда, что Марат только недавно узнал, сколько лет его папе?

– Это было три года назад. На моем 70-летнем юбилее. Я пригласил 100 человек народу, во главе с Кобзоном, там Марату и рассказали всю «правду жизни». До юбилея он думал, что мне 47 лет. Так года три-четыре я ему полоскал мозги, а он в это верил.

– У вас пятеро внуков от детей первых двух браков. С ними успеваете заниматься?

– Нет, на это меня уже не хватает...

– Без чего в жизни вы не можете обойтись?

– Безо всего могу. Некоторые коллеги говорят: «Если бы не сцена, я бы повесился, сдох, умер…» Ничего подобного, все это фигня! Пошел бы на рынок торговать чем-нибудь…