Газета,
которая объединяет

Перевес взят

Дальнобойщики несколько лет откупались взятками на воронежских постах весового контроля
Рубрика: от
Автор:

В понедельник 55-летний Жозеф Еркнапешян – начальник Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, подозреваемый в получении взятки, – помещен под домашний арест до 1 июня. Решение вынесено с учетом состояния его здоровья. Ранее до 1 июня был заключен под стражу другой фигурант дела – 47-летний Артур Минаев.

Жозефу Еркнапешяну и Артуру Минаеву инкриминируют ст.290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконное бездействие, в составе организованной группы). Руководитель воронежского управления государственного автодорожного надзора, двое его подчиненных и пятеро жителей Воронежа 1 апреля были задержаны в рамках возбужденного региональным управлением СКР уголовного дела.

По версии Следственного комитета, Минаев и Еркнапешян, находящиеся между собой в доверительных отношениях, создали устойчивую организованную группу, включающую в себя инспекторов управления, а также иных лиц, обслуживающих стационарные посты весового контроля.

Подозреваемые с 2013 года систематически получали взятки от участников сферы грузовых автоперевозок на стационарных и передвижных пунктах контроля. Деньги взимались за непривлечение водителей большегрузного транспорта к административной ответственности за совершенные ими правонарушения, прежде всего – общий перегруз машин или избыточное (свыше 10 тонн) давление на ось. Часть полученных денег распределялась между непосредственными исполнителями, а другая – передавалась организатору.

Некоторые СМИ инициатором возбуждения этого громкого уголовного дела назвали нового начальника управления СКР по Воронежской области Кирилла Левита. Мол, таким образом он решительно заявил о себе.

С другой стороны, возможно, что «за кулисами» этого дела могут стоять и структуры МВД. Не секрет, что дальнобойщики с перегрузом – настоящая «дойная корова» для отдельных сотрудников ГИБДД. И если на весовых пунктах строго соблюдается буква закона, то подобные машины вынуждены совершать обходные маневры по региональным и местным дорогам. На этих участках их нередко «подлавливают» сотрудники полиции, за определенную мзду закрывающие глаза на нарушение.

Когда же за вполне «разумную» взятку стало можно откупиться непосредственно на посту весового контроля, необходимость искать объездные пути у многих водителей, очевидно, оказалась неактуальной. Как – и неплохой приработок у сотрудников ГИБДД.

Выгодна всем?

Административное правонарушение в виде перегруза – крайне распространенное явление на дороге. Если груз отправляет фирма, то она стремится снизить число оплачиваемых ею рейсов и максимально «набить» автомобиль. Поэтому водителя изначально настраивают на «неформальное» решение проблемы перегруза и снабжают на это деньгами: в любом случае, затраты окажутся в разы меньше, чем если снаряжать еще один рейс.

Когда же за рулем грузовика сидит его владелец, перегруз обусловлен стремлением собственника предложить партнерам максимально выгодные условия сделки. Прежде всего, возможность быстро и по минимальной цене доставить груз в нужное место. Чтобы получить еще и прибыль, дальнобойщику без перегруза просто не обойтись.

Более того, в тех случаях, когда водитель все-таки пойман с перегрузом, идти официальным путем – это непозволительная роскошь. Автомобиль потребуется разгрузить. Нередко подобное можно сделать лишь на спецстоянке. За эту услугу в ряде регионов берут по 30-40 тыс. руб. Кроме того, за превышение весовых норм у водителя могут отобрать права или задержать машину. Штраф же для работодателя дальнобойщиков по закону может достигать от 250 до 400 тыс. руб. Для самих водителей и должностных лиц максимальная сумма взыскания – 2 и 15 тыс. руб. соответственно.

Если все это суммировать, получается в десятки, даже сотни раз больше, чем если заплатить «полюбовно» на месте. Именно поэтому схема, подобная выявленной в Управлении государственного автодорожного надзора по Воронежской области, была выгодна далеко не только инспекторам и чиновникам, но и водителям, а также – собственникам грузовиков. В минусе оставались только бюджет региона, не получавший в полном объеме штрафы, и воронежские дороги, которые разрушались перегруженными авто, недополучая средства на их восстановление.

Коррупционная составляющая

Управление государственного автодорожного надзора по Воронежской области уже оказывалось в центре крупного скандала – осенью 2007 года. Тогда группа автоперевозчиков обвинила руководителей управления в вымогательстве взяток за осуществление предпринимательской деятельности. Было возбуждено уголовное дело, в котором фигурировали в качестве подозреваемых руководители двух ключевых отделов управления, а также директор одного из городских ПАТП. Но через полгода дело прекратили «в связи с деятельным раскаянием». Жозеф Еркнапешян уже и тогда руководил ведомством, но формально в скандале замешан не был. Он сообщил, что фигуранты дела уволены по собственному желанию, а с остальными сотрудниками проведена воспитательная работа.

Председатель Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко убежден: коррупционная составляющая в российской системе весового контроля на дорогах – почти стопроцентная.

– На фоне службы весового контроля даже гаишники выглядят детьми. Ни одно из действий этой структуры не направлено на выполнение основной ее функции — сохранения дорог. За взятку в 500–1000 руб. можно тащить автопоезд полной массой за 60 тонн. А 90% разбирательств из-за перегруза оси возникают при превышении допустимых норм на 100–150 кг, — рассказал Войтко.

КСТАТИ

По подсчетам общественников, коррупционная составляющая на посту весового контроля составляет от 500 до 3 тыс. руб. – в зависимости от серьезности административного правонарушения: скажем, за двойной перегруз возьмут максимум. В результате, с учетом плотности грузового потока, нелегальные доходы всех предполагаемых участников группы достигают несколько млн руб. в месяц.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Два мобильных поста весового контроля отслеживают на улицах Воронежа грузовики, которые ездят с нарушением предельных показателей нагрузки на ось. Обе установки горадминистрации передал департамент транспорта и автомобильных дорог региона. После открытия платного участка трассы М-4 «Дон» в левобережной части Воронежа около 700-750 грузовиков в сутки выбирают альтернативные (бесплатные) пути объезда по городским улицам.

В ТЕМУ

Подобные коррупционные дела регулярно возбуждаются в различных регионах России. Не так давно ФСБ задержало сотрудников вологодского Ространснадзора, которые брали взятки не только деньгами, но и молочными продуктами. В итоге возбуждены 27 уголовных дел.

В Республике Коми в суд передано дело о 15 экспертах государственного казенного учреждения «Дорожный контроль». Они обвиняются в получении взяток организованной группой. В Ростове-на-Дону задержаны пятеро сотрудников Южного управления государственного автодорожного надзора за вымогательство и получение взяток.