Власть – Совету. Зачем?
Завтра заканчивается голосование за кандидатов на попадание в Общественный совет по культуре, ведущееся на сайте профильного департамента. Во избежание эксцессов, которые с маниакальным воодушевлением прогнозируют местные оракулы (предсказывают подлоги-подставы и прочие происки), обозначается даже час «финиты»: голосующим перекроют «канал» ровно в полночь! Точность, достойная исторических фактов типа времени начала Великой Отечественной; здесь мелочей не бывает...
Как всегда – мутно и неосязаемо. По каким конкретно «лекалам» будет строиться работа Общественного совета? Как в реальности он сможет влиять на ту или иную ситуацию? Неизвестно! Неясно! Непредсказуемо! А ведь ответы на подобные вопросы и должны, по идее, формировать тот самый состав рождающегося в муках органа.
Но, повторюсь, рабочая кухня новообразования мало кого волнует. А лично мне странной кажется сама идея необходимости создания совета. В чем реальный смысл его существования? Культура и искусство – не поле деятельности для «советчика» со стороны. Есть специалисты, есть профессионалы, практики и теоретики – им и карты в руки. Не будем же мы указывать хирургу, какой скальпель ему взять. И к прорабу не сунемся с рекомендацией – заменить цемент на песок. А вот культуру у нас – и чем дальше, тем больше – считают общедоступной: какой ей быть – в курсе все. Иной грамотей пишет с дикими ошибками и умную книжку читал в лучшем случае в школе по диагонали, но как надо ставить и играть спектакль, знает наверняка! И доносит эти «знания» с пеной у рта – хотя бы на дебильных «обличительных» сайтах; невежество и глупость всегда воинственны.
Еще один «долгоиграющий» аспект – руководитель культурного департамента, коего ищут-ищут – и никак не могут найти. Но при том никто не говорит, что этой конторе не хватает не только руководителя. Направления – изобразительное искусство, музыку, литературу и так далее – должны курировать, опять же, профессионалы. Обязательно! Художники, музыканты, писатели и т.д. А не функционеры-многостаночники, уместные, безусловно, в технических отделах. Но ведь они и с творчеством сплошь и рядом разбираются! Их кто-то этому учил? Или все – самородки, гении земли русской?..
Поднять культуру на должный уровень можно, только собрав – в департаменте! – команду профессионалов, и в нашем городе их, слава Богу, хватает. Взять список претендентов на попадание в Общественный совет – 22 человека. Большинство – действительно высокопрофессиональные и порядочные люди. Причем – полярных эстетических позиций, что нормально: здоровый управленческий орган должен быть по-хорошему всеядным. И руководствоваться не вызовами текущего политического момента (а еще хуже – его вершителей-временщиков) или принципом «всем сестрам по серьгам», а, скажем так, музыкой сфер. Вот и пусть уважаемые люди, доказавшие свою профессиональную состоятельность, «рулили» бы культурой из кресел департамента, а не на правах «советчиков». Да и разве мало уже сегодня – по факту – полномочий у целого ряда претендентов в совет? Которые и без всяких советов вовсю советуют? Зачем этих деятельных людей, активно влияющих на текущий культурный процесс в Воронеже, еще и дополнительными (непонятно какими) полномочиями снабжать?
Если же в контексте нашего разговора обратить взгляд на рядового воронежца – как раз он, а не Общественный совет, должен иметь в некоторых случаях право голоса. Не для того, чтобы разбираться с культурой, нет. Мы уже выяснили, чья эта епархия. А вот внешность городской среды – дом, в котором мы живем – неплохо бы обсуждать всем миром. Тот же проект памятника Маршаку: кому-то нравится, кому-то – нет. Неудивительно: у каждого Маршак, в смысле образа – свой. Вот с такими вещами и надо считаться управленцам – с тем, чтобы очередное изваяние не раздражало горожан.