Газета,
которая объединяет

Расторжения договоров – не самоцель

Что поменялось на рынке пассажирских перевозок в Воронеже
Рубрика: Экономика№ 44 (1904) от
Автор: Юрий Бабаян

Вот уже более месяца общественный транспорт в Воронеже работает по новым правилам. Среднестатистический горожанин, впрочем, склонен видеть лишь одно из них – повышение стоимости проезда.

Однако, по мнению руководителя городского управления транспорта Владимира Анисимова, изменений этих куда больше. И все они направлены на улучшение качества обслуживания населения областного центра. «Прежде всего, мы сократили число перевозчиков с 27 до 12, – говорит Владимир Александрович. – И если вчера на этом рынке можно было встретить компанию, эксплуатирующую всего 15-20 машин, то сегодня у самого «маленького» перевозчика их – 70. А в среднем – 150-200».

Неизбежное обновление

– Насколько я понимаю, по итогам конкурсов некоторые компании выиграли право осуществления перевозок на маршрутах, которые ранее обслуживали другие фирмы?

– Да, например, ТК «Автолайн+» победила в лотах, маршруты которых ранее обслуживали компании «АТП-1» и «Гипроавтотранс». Последние, в частности, осуществляли доставку воронежцев к Сити-парку «Град».

– Но к «Граду» продолжают ходить, в основном, те же автобусы…

– Насколько мне известно, между компаниями достигнута договоренность об использовании существующей техники. Другое дело, что, по заявлениям нового эксплуатанта этих маршрутов, автобусы эти уже достаточно изношены. Поэтому ему пришлось заменить часть из них на собственную технику.

– Обновление техники было заложено в договоры, заключенные с перевозчиками?

– Совершенно верно. И это я считаю также одним из важнейших аспектов прошедших конкурсных процедур. Посмотрите сами. За весь 2014 г. перевозчики приобрели порядка 150 единиц новой техники. А с ноября прошлого года по апрель нынешнего только частные предприятия поставили на линию 146 новых машин. Думаю, воронежцы это заметили.

– А сколько из этих 146 машин – автобусы большой вместимости?

– К сожалению, пока только два. Еще 12 единиц перевозчики купили не новых, с 5-7-летним сроком эксплуатации, но – находящихся в очень хорошем состоянии.

– И вы зачтете их в качестве прописанного в договоре обновления?

– Не совсем так. Да, перевозчики этого хотели бы. Мы прекрасно понимаем, что с прошлого лета обслуживание кредитных и лизинговых схем выросло почти в два раза, знаем, что цена автобусов поднялась на 35%, но если считать обновлением приобретение техники, бывшей в употреблении, то сама идея обновления будет нивелирована. Максимум – позволим по итогам года учесть за счет этих автобусов процентов 20-30 от необходимого обновления. Остальные же машины должны быть новыми.

Администрация, кстати, находится в постоянной работе с лизинговыми компаниями, и уже есть определенные договоренности о скором снижении ставок по лизингу для воронежских предприятий.

Выйти за 20%

– Насколько я понимаю, в конкурсе принимало участие и муниципальное предприятие – МУП МТК «Воронежпассажиртранс». Насколько удалось обновить его автопарк, и как это сказалось на доле предприятия в общем объеме пассажирских перевозок в Воронеже?

– Увеличение доли муниципалитета при осуществлении перевозок – еще одна задача, которую ставил перед нами глава Воронежа. В конце прошлого года мы приобрели по федеральной программе 14 автобусов большой вместимости, работающих на газомоторном топливе. И за их, в том числе, счет смогли нарастить долю МТК на рынке перевозок в два раза – с 7,8% до 15,5%. В этом году подали заявку еще на 30-35 единиц техники. Если ее удовлетворят, то сможем выйти на показатель, превышающий 20%.

– Насколько мне известно, в стране начала работу и программа приобретения электрического транспорта…

– Да, и на участие в ней мы тоже подали заявку. Хотелось бы в 2015 г. приобрести по данной программе 15 новых троллейбусов.

– Вы планируете их пустить на замену существующих, или на открытие новых маршрутов?

– К сожалению, пока только на замену существующих – девять троллейбусов нам в этом году нужно списать. Оставшиеся шесть пустим на сокращение интервала движения троллейбусов по имеющимся маршрутам.

Дисциплинирующее уведомление

– Все изменения, о которых мы сейчас говорили, финансируются за счет либо воронежских перевозчиков, либо бюджета – в том числе и Воронежа. А не пробовали привлечь в сферу пассажирских перевозок иногородние инвестиции?

– Пробовали, но, к сожалению, не очень успешно. Из соседних регионов к нам обращались, просили конкурсную документацию, но не подали в итоге ни одной заявки.

– Как вы думаете, почему?

– Экономика. Воронежский тариф – до сих пор самый низкий в Центральном Черноземье. Перевозчикам из других регионов просто невыгодно работать у нас.

– А нового его повышения не ожидается?

– По крайней мере в 2015 г. – вряд ли. А по итогам года перевозчики, конечно, посчитают все затраты, обратятся в управление по регулированию государственных тарифов, и там уже будут принимать решение.

– Кстати, увеличение тарифа, насколько я понимаю, тоже прописано в договорах с перевозчиками. Равно как и увеличение их ответственности за нарушения в работе. Не так давно вы говорили о том, что ряд транспортных компаний получил первые уведомления о выявленных нарушениях в работе. Что они собой представляют?

– Схема здесь такова. Каждое предприятие может без последствий для себя получить только одно такое уведомление. За вторым следует расторжение договора. Наши инспекторы контролируют все: курение в салоне, громкое проигрывание музыки, санитарное состояние машин, соблюдение водителями графика движения и т. д.

– Но ведь при таком контроле можно выписать два уведомления за один день.

– Можно. Но у нас не стоит цели расторгнуть договор с перевозчиком. Во-первых, все достаточно прозрачно: планерки с руководителями организаций я провожу три раза в неделю и рассказываю, когда и что конкретно мы будем проверять – у них есть возможность подготовиться. Наши инспекторы всегда ходят в ярких желтых жилетках с логотипом управления, они не появляются неожиданно. Цель – не поймать водителя с сигаретой, а выработать в нем понимание того, что курить за рулем нельзя.

Ну, а если мы выявили нарушение, то вызываем руководителя фирмы, в письменном виде даем ему соответствующую информацию, берем с него объяснение и расстаемся друзьями. А вот если и после этого нарушения будут повторяться, то тогда придется выписать уведомление. И некоторым оно уже было выписано.

– Но управление готово, если потребуется, расторгать договоры?

– Конечно. Может, воронежцы не знают, но администрация ежегодно расторгала по два-три договора с перевозчиками из-за нарушений ими условий контракта.

Однако повторюсь: у нас нет цели расторгать договоры. Мы просто хотим, чтобы перевозчики работали ответственно.

Под текст

Два этапа. Плюс один

В декабре 2014 г. в Воронеже утверждена новая маршрутная сеть, которая составила 112 автобусных и 5 троллейбусных маршрутов. Первый этап конкурса, на котором были разыграны 52 маршрута, прошел в феврале текущего года. Второй этап (60 маршрутов) – в марте. В итоге заявки не были поданы только на один лот, включающий в себя маршруты №№65, 65а и 121 – повторный конкурс по нему будет объявлен в мае-начале июня.

Всевидящее око

В настоящее время весь муниципальный пассажирский транспорт оборудован системами видеорегистрации – как внешними, так и внутренними, позволяющими отслеживать ситуацию в салоне автобуса. За год предполагается дооснастить такими системами и все машины частных перевозчиков.