Газета,
которая объединяет

Новые мифы старого парка

В Рамонском районе появилась сказочная Веневия
Рубрика: от
Автор:

В парке усадьбы Дмитрия Веневитинова, что в Новоживотинном – неординарное прибавление: с прошлой субботы там официально обосновалась Веневия – фантастическая страна, некогда придуманная смышлеными дворянскими детьми.

Помог фантазии обрести плоть молодой, но уже хорошо известный в России и не только воронежский художник Иван Горшков. Он выступил автором восьми скульптур, «разбросанных» по приусадебному парку так, будто они играют с посетителем в прятки…

Без пафоса и пошлости

Масштабные сварные конструкции из листовой стали – излюбленная стилистика Ивана – освоили все природные среды, имеющие место быть на этой территории. Одни «штуки-дрюки» притаились под кустиками, другие рассредоточились по ровной полянке. Третий «экземпляр» присел на старый пенек – как тут и был. А на воде качается кораблик – замечательно лилового цвета, не конфликтующего с архитектурным контекстом. Как сказал автор, если в парке есть пруд – куда ж без кораблика?..

Возможно, это единственный точно идентифицируемый экспонат парковой серии Горшкова. Остальные «железяки» – персонажи больше интуитивные, чем конкретные. Поскольку «являются, – цитирую автора, – отголосками воображаемых детьми миров и напоминают предметы, оставленные во время мальчишеской игры: самодельные рыцарские доспехи, песчаные замки… Работы молчаливы и до конца не раскрывают чужих секретов. И хотя в основе проекта лежит история о детях, адресованы эти скульптуры взрослым. Перед нами – будто бы повзрослевшие детские игрушки, которых мы вдруг встретили, как старых знакомых...»

Рассказывая о том, как выполнялась поставленная задача, Иван подчеркнул: парк требовал деликатного подхода к делу. Очень ответственному: органично вписать современную скульптуру в уже сложившийся приусадебный ансамбль с бухты-барахты не получится. У вдумчивого, привыкшего мыслить философскими категориями художника – получилось: природа, при всей своей самодостаточности, от его действительно деликатного вмешательства – только приобрела. Потому как главные ее враги – пафос и пошлость, о которых в нашем случае говорить, к счастью, не приходится.

Связь времен

Тут в ходу – силы прямо противоположной направленности: сказка, наив, нарочитый примитивизм. Ребячество в хорошем смысле слова.

– Готовясь к выставке, я перечитал много произведений поэтов и писателей, искавших в мире детства какую-то правду и идеалы, – рассказывает Иван. – Для меня создание этих скульптур – попытка найти компромисс между миром мечты ребенка, парковой зоной и личным эстетическим языком. При всем том фигуры эти – не для детей. Они – для взрослых, хотя не содержат глобального исторического исследования и нравоучительного сюжета; это – чистая форма. Призванная создать образ страны детства, мальчишеского рыцарства.

Рассуждая об идее проекта, Горшков подчеркнул: подобные давно воплощаются во многих городах мира.

– Не мы придумали выставлять современное искусство в старом музее, – напомнил художник. – Но именно в Воронеже проекты такого рода начали реализовываться сравнительно недавно. Несколько лет назад музей Веневитинова выставил работы Ильи Долгова из серии «Гербарий», что всем очень понравилось; подобные мероприятия помогают установить связь времен. И я понимал одной из главных задач создания Веневии сосуществование полноценной современной скульптуры и классического (более того – старинного) парка. Хотелось сделать тонкое и спокойное высказывание, поэтому фигуры не выпирают на первый план. Я добивался того, чтобы они привнесли нотку современного искусства в парк, сделали его немножко современнее, интереснее, загадочнее. Моднее в хорошем смысле слова.

Волшебная абстракция

Открылась выставка торжественно – в доме-усадьбе. Планы сделать это непосредственно в парке перечеркнула небесная канцелярия, то и дело обрушивающая на землю дождь, да еще с градом. Но экскурсию от автора по обновленному парку стихии отменить не удалось: мелкими перебежками под шквалистыми каплями перемещался народ от скульптуры к скульптуре. А начался осмотр экспозиции уже у входа в «зону».

– Работы – абстрактные, и они должны были выглядеть отчасти как волшебное сокровище, – пояснял Иван. – Чтобы смотрелись здесь не мусорно, неслучайно. Вот этот кристаллический бюст, встречающий пришедшего в парк, – возможно, портрет некоего древнего предка, поросшего кристаллами типа горного хрусталя. Притаился под кустом, надзирает за происходящим… А эту группу я условно назвал «Доспехи»: тут просматриваются пара таких штанишек изумрудных, древесных оттенков – как бы «ноги» от рыцарских доспехов, с которыми соседствует почти конкистадорский шлем. Все эти мечи и латы – неотъемлемая, конечно, часть бытования любого мальчишки – несколько курьезные, по-детски неуклюжие и неловкие. Будто бы забытые под деревом после игры.

Парочка «нект» на пригорке намекает на антропоморфность персонажей: ушки просматриваются, части тел угадываются. Дружелюбный лесовичок на пне – определенно «свой парень».

– Получилось, что каждая скульптура нашла свой, особенный уголок, – заключил Иван. – И я в конце концов понял, что это – типажи. Олицетворяющие какое-то качество, интересующее меня во всей этой истории. Предок – мудрость, игрушечные доспехи – смелость, плаватель в пруду – возможно, любознательность. Два «товарища» рядом – дружба, одиночка на пеньке – романтизм…

Созданы для лужаек

Появление скульптур Горшкова в Новоживотинном инициировано областным Литературным музеем им. И.С. Никитина и галереей «ХЛАМ» – в продолжение серии мероприятий «Современное искусство в государственных музеях».

– Администрация Литературного музея проявила интуицию, высокую культуру и настоящую отвагу, приняв предложение разместить на территории усадьбы серию произведений современного искусства, – оценил случившееся директор «ХЛАМа» Алексей Горбунов. – Концепция выставки появилась более года назад и неоднократно обсуждалась всеми сторонами. Мы предлагали сделать кратковременную выставку скульптур внутри усадьбы – в разных залах. Но директор музея Светлана Анатольевна счастливым образом предложила парк. И вот, дождавшись весны, на полянках, в кустах, на пеньках и в пруду усадебного парка появились персонажи Веневии художника Ивана Горшкова.

Алексей Юрьевич отметил ту самую деликатность, с которой Иван подошел к делу – «и в окраске, и в размерах, и в количестве скульптур».

– Для меня давно было очевидно, что многие работы Ивана Горшкова будто бы созданы для таких изумрудных лужаек, – продолжил галерист. – Посетителям музея они будут рассказывать о реальной игре дворянских детей XIX века, которую мифологизировал художник. А кто-то и без комментариев получит эстетическое удовольствие от созерцания скульптуры в парке современного музея. Мы в это верим. И потом: проект осуществлен по мотивам детской игры, и нужно заметить, что, во-первых, детям чаще всего нравится совсем не то, что навязывают и предписывают им взрослые; их всегда влечет к необычному и странному. Во-вторых, по нашим наблюдениям дети, в отличие от многих взрослых, вообще открыты современному искусству как таковому.

В афише, висящей на ограде парка, не указана дата окончания выставки. Пока предполагается, что скульптуры Ивана Горшкова задержатся в парке до октября. Но не исключено, что Веневия приживется там навовсе. И станет полноправной составляющей музейного парка усадьбы Дмитрия Веневитинова.

Досье «Берега»

Иван Горшков – один из ярких представителей «Воронежской волны». По версии авторитетного издания по российскому искусству The Art Newspaper Russia 2015 года, в рейтинге молодых художников России Иван занял 20 место из 50. Трижды стипендиат программы поддержки молодых художников от Центра современной культуры «Гараж».