Без коньков и ноты «ре»
Традиционно один из последних вечеров Платоновского фестиваля ознаменовывается большим «молодежным» оупен-эйром с участием актуальных музыкантов. В разные годы это были концерты «Серебряной свадьбы», «Zdob Si Zdub», «Авиа». На сей раз воронежцам предложили послушать одно из недавних открытий в мире российской инди-музыки – группу «Наадя».
Любимцы интеллигенции
Для концертов, как выяснилось, место подходит идеально: музыка звучит только на сцене и в пространстве, расположенном в непосредственной близости от нее. Если отойти совсем ненамного – уже ничего не слышно. Что, безусловно, плюс: отдыхающим, не обремененным меломанскими пристрастиями, музыканты нисколько не мешают.
А что такое «живой звук» на свежем воздухе! Сказка! Впрочем, только для слушателей.
– Ой, сколько тут всяких насекомых, – с умеренным неудовольствием резюмировала в процессе концерта вокалистка «Наади» Надежда Грицкевич. – Очевидно, потому, что мы находимся у воды. Надеюсь, хоть вам мошкара не помешает.
Она и не помешала: «сидячие» места перед сценой оказались полностью занятыми. А за ограждением, где стояли те, кто предпочел не покупать билет, народу собралось еще больше. Кстати, прайс был вполне разумным: вход стоил всего 600 руб.
Не исключено, что такая цена – просто-напросто адекватная реакция на текущую ситуацию в гастрольно-промоутерском штабе. Интернет сделал свое дело: мегазвезд в российской популярной музыке не появляется уже давно. Все якобы «выстрелившие» проекты – на самом деле, нишевые. А ниша «инди» – теперь не бесперспективная в плане массовой популярности и востребованности.
Речь о том, что появись «Наадя» лет десять назад – вполне возможно, что группа произвела бы эффект разорвавшейся бомбы. Моментально влюбив в себя всю интеллигенцию и продвинутую молодежь. Сейчас, в принципе, с коллективом происходит примерно то же самое. Но, увы, именно в «нишевых» масштабах.
Условно-знакомые звуки
Прежде массовый слушатель еще мог повникать в музыку, сейчас же он окончательно переключился на бэкграунд и закулисье. Причем теперешние интересы публики, на первый взгляд, даже далеки от желтизны. Если когда-то в топе популярности были темы «кто с кем спит» и «кто что ест», то теперь – «катание на коньках», «участие в фестивалях» и политические позиции. Но в доинтернетовскую эпоху самые низменные темы оставались уделом наиболее нетребовательной части аудитории, а сейчас про всевозможные «коньки» говорят почти все. Так есть ли вообще смысл продолжать обсуждать музыку?
Есть! Концерты, подобные тому, что дала в Воронеже «Наадя», наглядно это демонстрируют. Еще не вымерли как класс те, кто просит музыкантов сыграть определенную вещь. И очень радуется, заслышав знакомые звуки. Правда, в нашем случае они оказались условно-знакомыми: все, с чем удалось «встретиться» в сети, довольно ощутимо отличалось от концертных версий тех же треков. Вероятно, за счет того, что в «живом» составе обозначилась гитаристка. На записях гитар не слышно.
Под самый финал Надежду Грицкевич постигла неприятность: у ее синтезатора отвалилась клавиша «ре».
– Я хотела сыграть кавер на песню «То, что я должен сказать» Александра Вертинского, – объяснила публике певица. – Но плохо представляю себе, как это сделать без «ре». Поэтому будет другая вещь.
Под звуки «другой вещи» слушатели (по приглашению Надежды) ринулись к сцене и стали лихо отплясывать под зажигательный ритм. Увы, танцы закончились вместе с этой композицией: музыканты «Наади» сразу же покинули сцену. Уступив место естественным звукам летней ночи на берегу водохранилища. И заставив поверить в то, что новая музыка никуда не делась. Ее просто не показывают по телевизору.
Досье «Берега»
«Наадя» – один из самых ярких музыкальных проектов этого года на российской сцене. За группой стоят музыканты, уже известные поклонникам современной российской музыки по проекту Moremoney. Первые же демо-записи группы – «Спаси» и «Пираты» – мгновенно разошлись по музыкальным блогам, заслужив сравнения с работами The XX, James Blake и другими представителями экспериментальной поп-музыки.