Газета,
которая объединяет

В компании с Емелей и Брюсовым

Дивногорье в четвертый раз приняло «Театральные Дивы»
Рубрика: от
Автор:

«Любите ли вы театр, как люблю его я?» Этот вопрос вправе задать – причем не только первому встречному, но и профессиональному театральному деятелю – любой из участников фестиваля «Театральные Дивы», прошедшего в минувшие выходные на территории музея-заповедника «Дивногорье».

Семь коллективов, показавших себя в разных жанрах, форматах и стилистиках, выходили на публику, устроившуюся на пластиковых креслах колоритного дивногорского «Подворья». Этот музейный объект – самый, пожалуй, душевный – становится сценической площадкой на каждом фестивале. И участники осваивают ее, сообразно художественной задаче, решаемой конкретной постановкой.

Что же увидело «Подворье» на сей раз? В этом году дебютировали куклы – впервые за всю фестивальную историю в конкурсе «сражался» кукольный спектакль для детей. Им оказался интерактив под названием «Удивительные превращения», показанный воронежским любительским театром «Мир кукол». Этот спектакль по итогам конкурса отмечен «за живое взаимодействие со зрителем» – и поделом! Детки, да и взрослые тоже, охотно включались в незатейливую игру, предложенную артистами: весело, забавно, динамично. Еще бы свежести при работе с куклой – очень уж все архаично и, более того, примитивно…

Приятное впечатление произвел и второй дебютант фестиваля – театр миниатюр культурно-досугового центра Репьевского района. Он привез постановку «По щучьему веленью», сделанную по мотивам русской народной сказки. Да как удачно привез! Спектаклю вручили награду за лучшее сценографическое решение, а исполнитель главной роли – нестареющего Емели, не слезающего с печки – получил приз «за лучшую мужскую роль».

Того же почетного «титула» удостоился еще один яркий артист – воронежец Павел Корецкий, блистательно солировавший (и партнерствовавший, что вдвойне отрадно, тоже) в «Дачных страстях» по Брюсову, разыгранных театральной студией «Лица» ВГАУ им. Петра I. Она получила диплом «за смелый творческий поиск».

Плюсы и минусы

Неизменный участник фестиваля, Народный театр ГДК Лискинского района, привез в Дивногорье спектакль «Чехов смеется», созданный по ранним рассказам классика. Удачная режиссерская разработка не была, увы, поддержана актерами безоговорочно: часть исполнителей справилась с ролями на «ура», но отдельные персонажи элементарно не знали текста. И едва ли не «в голос» просили подсказки из-за кулис, что трудно расценить как уважение к зрителю. А вот за обращение режиссера Маргариты Повышевой к ранней прозе Антона Павловича жюри под председательством театроведа Надежды Роготовской не могло не отметить лискинцев: замечательный опыт, достойный и подражания, и продолжения…

Студенческий театр «Лира» Воронежского областного училища культуры (Бобров) показал театрально-литературную композицию «Опаленные войной», сочиненную по произведениям авторов-фронтовиков. Деликатный подход к теме режиссера (Татьяна Колмыкова), лаконичное, но емкое оформление, добросовестное отношение к работе актеров (да-да, и это фактор – немаловажный) – у постановки много плюсов. А самый, пожалуй, «жирный» – победа в номинации «Лучшая женская роль» молодой, но уже, по меркам любительского театра, достаточно опытной Анны Высоких, с чем мы талантливую девушку и поздравляем!..

Народу прибывает

Ну, а в любимцы публики вышел – вполне, надо сказать, предсказуемо – спектакль «Происшествия, или Мелкие случаи из личной жизни» Народного театра Никольского СДК Верхнехавского района. Коллектив со славной историей, более чем вековой, отмечен «за лучшую режиссуру», осуществила которую Светлана Сукачева. Вот где актеры трудились с полной отдачей – вдохновенно, можно сказать! Что не осталось незамеченным членами жюри: исполнители Александр Ковалев и Марина Хабарова первенствовали в номинациях «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучшая женская роль второго плана».

Достались дипломы и другим артистам, представляющим разные театры. Но не «знаки отличия», каким бы приятными они ни были, – главное обретение «Театральных Див-2015». Куда важнее, что творческое общение по-дивногорски привлекает от раза к разу все больше людей. Первый фестиваль объединил всего четыре коллектива, на нынешнем их было почти в два раза больше. Правда, выступление Острогожского народного театра получилось как бы внеконкурсным: оценивать было нечего, поскольку нам предложили не спектакль и даже не композицию. А ничем не примечательную, включая выбор исполняемой прозы, читку. Сам по себе жанр, безусловно, жизнеспособный. И – модный сегодня (Камерный театр, к примеру, весьма активно его пропагандирует). Так что все дело – в подаче: зрителя это действо должно «держать» так же крепко, как любая другая сценическая версия литературного либо драматургического произведения.

Что дальше?

«Кормилица» фестиваля, директор музея-заповедника Марина Лылова, пообещала: впредь «Театральные Дивы» будут развиваться не только в плане расширения состава участников. Возможно, он не ограничится всем полюбившимся «Подворьем». Но с тем же успехом освоит и новые диковинные площадки заповедника: территория-то – позволяет. В смысле потрясающего ландшафта – в первую очередь. Ведь что такое природные декорации? Под открытым небом, пусть местами оно и дождит? Подобные «интерьеры» способны придать событию в целом те шарм, очарование и прелесть, которых в цивилизованных залах ни за что не «наработаешь». Специфика места действия называется.

Не исключен также в будущем вариант составления тематических конкурсных программ – посвященных, скажем, тому же Дивногорью с его интереснейшей историей, перспективами и т.д. Не будут инородными выглядеть на этих «угодьях» и всевозможные перформансы. Возможно, решат организаторы проводить фестиваль в другие сроки – поближе к осени. Но, так или иначе, он уже прижился на дивногорских мелах. И даже верную зрительскую аудиторию набрал. Остается лишь пожелать его участникам и сторонникам с большей бережностью относиться к тамошней природе: это все-таки – заповедник, где даже траву рвать запрещается…