Газета,
которая объединяет

Не думай о мгновеньях свысока

В Воронеже открылась фотовыставка супругов Медведевых
Рубрика: от

В доме журналистов развернута фотовыставка «Ускользающие мгновения». Авторы –семейная пара Ольга и Сергей Медведевы: преподаватели, кандидаты физико-математических наук. Работают на факультете прикладной математики, информатики и механики ВГУ.

С 2013 года Ольга и Сергей являются членами университетского фотоклуба «Фотум». В этом качестве  они уже успели принять участие во многих фотовыставках и фотоконкурсах – городских и областных.

В споре рождается истина

– Многие не догадываются, насколько сложный жанр «фотонатюрморт», – рассказывает Ольга Медведева. – Снимая его, нужно отследить, как ложится свет, как выставлены предметы. То есть – какова композиция, общая картина. Снимая натюрморт, приходится иногда работать несколько дней над одной фотографией. Один из первых наших натюрмортов – «Пара», снимался на окне при дневном свете. Был пойман момент, когда тени от рюмок падали очень красиво, и родилась идея, что это надо обыграть. Сняли и несколько недель обрабатывали, чтобы прийти к тому эффекту, которого хотели добиться. – Наше увлечение фотографией можно разделить на «до» и «после» знакомства, – добавляет Сергей. – «До» каждый фотографировал сам, а теперь – это наше совместное творчество. От идеи снимка – до проработки деталей и конечного результата. Обсуждаем все, вплоть до рамок и фона. Расположение предметов для натюрморта – предмет спора, но в споре рождается истина, и получаются снимки, которые нам нравятся.

Ребята поясняют, что не стараются разделять, кто какой снимок сделал. Говорят про работу – «наша фотография». Но если все же персонифицировать результаты их трудов, то из 29 «кадров», представленных на выставке, 60% – Олины. Свидетельствует ли это о том, что фотоискусство, как и искусство в целом, нуждается в очень мягком и чутком обращении с объектом? И я задаю вопрос о противостоянии физики и лирики в человеке. Насколько это актуально сегодня? «Я никогда не была сторонником такого разделения. В каждом человеке есть и то, и другое, и интересно это сочетать», – отвечает Ольга, а Сергей добавляет: «Мы, помимо того, что сами еще молоды, общаемся со студентами и заряжаемся энергией творчества…»

Как все начиналось

– Когда вы стали серьезно заниматься фотографией?

– После тесного общения с Владимиром Голубом, руководителем «Фотума». Мы посещали его курсы, благодаря которым начали целенаправленно заниматься искусством фотографии.

– Познакомились вы на фотокурсах?

– Нет, познакомились в ВГУ, учась на факультете прикладной математики. Но то знакомство было связано с программированием, с компьютерами. А знакомство в плане искусства, фотографии, произошло на курсах пять лет назад.

– Что вам дало общение с наставником, Владимиром Голубом, в фотоделе?

– Мы стали глубже понимать, что такое цвет, композиция, общий облик фотографии – каким он должен быть. А с точки зрения человеческой Владимир Александрович научил нас определенной принципиальности в подходе не только к искусству, но и к жизни. Научил добиваться целей и ставить правильные жизненные ориентиры. В поездке по Карелии, которая отражена в нескольких работах, представленных здесь, члены фотоклуба смогли еще раз убедиться, какой у нас отличный руководитель и товарищ: он всегда поможет. Это был отдых в компании единомышленников, совмещенный с фотографированием. Мы с удовольствием участвуем в таких поездках, получаем новые творческие впечатления. Заслуга Владимира Александровича и в том, что он научил отбирать фотографии. Большая сложность – выбрать из множества снимков то, что имеет смысл быть показанным зрителю.

От классики до озорства

– У вас есть фотоработы в классическом стиле и с элементами модерна. Какое направление в изобразительном искусстве вам близко?

– Русские пейзажисты: Шишкин, Куинджи, Левитан. Из импрессионистов – Моне.

Наверное, не без влияния знаменитых работ Ивана Айвазовского, посвященных Италии, и картин Клода Моне «Тени на море», «Палаццо Дарио» и других появились такие семейные фотоработы Медведевых, сделанные в поездке по Италии, как «Неаполитанский залив», «Сиена. Пьяцца дель Кампо», и другие. Есть и несколько фото Карельских пейзажей. Очень любопытно и стильно смотрятся натюрморты – от строго классических («Натюрморт с пианино», «Карандаши») до шутливых. Как, например, натюрморт с разбитой лампочкой и недоеденной грушей, невольно вызывающий вопрос –что же из них пытались «скушать»? Шуточные и озорные сюжеты с обиженной обезьянкой и поющими пернатыми «Обида» и «Квинтет» – еще одно возвращение к вечному «будьте как дети» …

По мнению зрителей, выставка Медведевых – это попытка соединить когда-то дружных и неразлучных гуманитариев и естественников, которых развели в разные стороны то ли строгие академические дисциплины, то ли проблемы современного общества. Сами же авторы рассматривают выставку как стартовую площадку для дальнейшего развития.

Татьяна ПОВАЛЮХИНА