Газета,
которая объединяет

Молочница с галошей

Никольский народный театр «оживил» юмор и сатиру Зощенко
Рубрика: Культура№ 70 (1930) от
Автор: Сергей Попов

Первые же акты спектакля, о котором пойдет речь, дают понять, что такое настоящий театр. Способный «зацепить», начиная с преамбулы, даже завзятого зрителя-скептика: перед непосредственностью (действия ли, слова – неважно) устоять невероятно трудно…

«Берег» уже писал о том, что в конкурсной программе фестиваля любительских театров «Театральные Дивы», прошедшего в Дивногорье нынешним июнем, победил спектакль Никольского Народного театра «Происшествия или мелкие случаи из личной жизни». Теперь о нем – подробности…

Анекдот, но не только

Вернее, «Происшествия...» получили приз «за лучшую режиссуру», что сродни именно победе: режиссер Светлана Сукачева так тщательно, продуманно, умно и забавно выстроила действо, что цельность спектаклю ее решение придало однозначно. Ну, и Зощенко, безусловно, самодеятельным актерам в помощь: это по его замечательным рассказам сделана инсценировка.

Рассказов – три: «Галоша», «Корыстная молочница», «Любовь». Сюжеты – анекдотичные, да не без морали. И, как это с классикой и бывает, по сю пору актуальные. Бюрократизм, ставший «главным героем» «Галоши», в 21-м веке остается на уровне раннего «совка». Жены, готовые вовлечь мужей в сомнительную аферу «корысти ради» – тоже тут как тут. Ну, и жидкие на расправу кавалеры, у которых слово с делом ой как далеко расходятся, тоже не переводятся…

Параллели с кино

Спектакль получился динамичным и лаконичным (даже, наверное, чересчур – хотелось еще смотреть). А стилистически напомнил знаменитую гайдаевскую ленту «Не может быть». Видимо, еще и потому, что режиссер использовала кинематографические приемы: мизансцены как бы демонстрировали зрителю крупные актерские планы, интермедии разыгрывались в интерьерах с массовкой. Которая, однако, безликой не была: Светлана Сукачева наделила не только функцией, но и характером всех своих персонажей. Другое дело, что не всякому артисту-любителю по силам эту характерность показать.

Лучшим же исполнителям это удалось. Особенно хороши Александр Ковалев, создавший два ярких образа, (Потерпевший и Муж молочницы) и Марина Хабарова (Зубной врач). Достойно работали Валентина Рогова, Лариса Степанова, Алексей Левин, Аргам Авагян и другие. Во всяком случае, личная актерская задача была ясна каждому из выходивших на сцену. Еще раз хвала режиссерской дотошности.

Насколько я знаю, у Никольского Народного театра – большие планы. Как, впрочем, всегда – на протяжении более чем вековой истории существования. Очень желаю этим планам сбыться – пусть о наших талантливых земляках узнают за пределами черноземной столицы.

Как это было

Начало этой удивительной истории датируется 1894 годом. Тогда респектабельные москвичи Константин Константинович и Зинаида Сергеевна Соколовы пожертвовали столичной жизнью ради обустройства глухой воронежской провинции. Он старший врач, хирург Бахрушинской больницы, она учительница, сестра великого Станиславского. Одержимые толстовскими идеями «хождения в народ», супруги перебрались в Никольское Верхнехавского района по «наводке» друга, писателя Александра Эртеля.

Стараясь преобразить жизнь местных крестьян, Соколовы построили в Никольском две школы, больницу, посадили большой парк. А вскоре  решились на создание крестьянского театра, который появился  в 1895 году и стал первым крестьянским театром в России.