Газета,
которая объединяет

Играть воображением

Известные европейские актрисы – о том, как непросто делать на сцене «все сразу»
Рубрика: Культура№ 70 (1930) от
Автор: Сергей Попов

Не так давно труппа легендарного француза, кукольника и хореографа Филиппа Жанти привозила в Воронеж обновленную версию спектакля «Не забывай меня»; показ прошел в рамках Платоновского фестиваля. Новый вариант всемирно известной постановки создан режиссером совместно с норвежскими актерами – выпускниками Nord Trondelag University College de Verdal (актерская французская школа, работающая в Норвегии).

«Не забывай меня» – спектакль весьма неоднозначный, нелинейный. В нем практически нет слов. Преимущественно – танцы, пение и работа с куклами-двойниками «живых» героев. Тем интереснее было получить некоторые пояснения от актрис Бенедикте Сандберг и Мадлен Розэт, занятых в постановке.

Куклы не тени

– Известно, что оригинальная версия спектакля «Не забывай меня» была создана в 1992 году. А двадцатью годами позже Филипп Жанти совместно со своим постоянным соавтором Мэри Андервуд представил новую версию спектакля, в которой как раз вы и заняты. Расскажите, Бенедикте или Мадлен, в чем отличия этих двух постановок?

– Прежде всего, отличие в цветах, – отвечала Бенедикте. – Первоначальная постановка 1992 года была решена в гораздо более темных тонах, в ней преобладали оттенки черного. Теперь же декорации и костюмы преимущественно светлые, а действие происходит в местности, очень похожей на наши родные края – Скандинавию. Сейчас в спектакле используются, в основном, белый и синий цвета. Филипп оставил нам свободу играть воображением. Он никогда не давал никаких четких предписаний – как именно двигаться, в каких направлениях. Он озвучивал идею, а мы импровизировали. На репетициях процесс импровизации снимался на видео. Филипп это отсматривал и на следующей репетиции обговаривал детали нашей работы. Поэтому по факту мы являемся соавторами обновленного спектакля.

– Насколько он соотносится со «старой» постановкой?

– Старую версию мы попросту не видели, поэтому у нас не было привязки к ней. Равно как и попытки отойти подальше.

– Спектакли Жанти известны использованием множества сложных сюрреалистических эффектов. Какие задумки режиссера оказалось сложнее всего осуществить на сцене?

– С самого начала было очень трудно заставить кукол двигаться так, будто это не наши тени, а отдельные персонажи, «оживить» их, – продолжила Бенедикте. –

Сделать так, чтобы не была видна изнанка, чтобы зритель не замечал, что вот – я, а вот – моя кукла и я ею управляю. Важно было, чтобы куклы выглядели отдельными персонажами, жили отдельно от нас.

– Было непросто понять, как себя вести с тем или иным объектом: ведь в спектакле огромное количество декораций, – добавила Мадлен. – Трудно оказалось выполнять все требования режиссера одновременно: у нас же предполагаются и пение, и танцы, и управление куклами, и собственная игра. Мы пытались это отрабатывать «по слоям», но Жанти все время хочет, чтобы мы делали все сразу.

Лучшая версия себя

– Проходил ли ваш спектакль в какой-нибудь необычной аудитории?

– Однажды мы играли для восьмисот детей, несмотря на то, что спектакль взрослый, – отозвалась Мадлен. – Дети немного иначе все воспринимают, их воображение работает не так, как у взрослых. Но тем интереснее работать для такой публики.

– Спектакль «Не забывай меня» трактуют по-разному. По-вашему, о чем он?

– Когда нам задают этот вопрос, мы всегда боимся сказать слишком много, – призналась Бенедикте. – Боимся, что наши ощущения могут повлиять на ваше восприятие. Ведь даже среди актеров нет единого мнения на тему того, как трактовать спектакль. Для каждого он – о своем. Для меня – о попытках быть идеальным, быть лучшей версией себя. А еще – о той звериной природе, которая живет внутри каждого из нас. И не позволяет человеку быть идеальным. Это спектакль о жизни.

– Жанти, как известно, за некую «точку отсчета» берет сны, которые снятся его жене. А вам снится ваш спектакль?

– Да, сны подвергаются влиянию нашего спектакля, – подтверждает Мадлен. – Но есть и обратное влияние: некоторые идеи, воплощенные в постановке, пришли к нам из снов. После трехлетнего тура с «Не забывай меня» бывает так, что просыпаешься и понимаешь: «О, Боже, опять снится мой спектакль»...

Справка «Берега»

Филипп Жанти – французский театральный режиссер, хореограф и кукольник. По образованию – художник-график. В 1967 году вместе с Мэри Андервуд создал труппу «Компани Филипп Жанти». С 1980 года начинает отходить от кукольного театра, увлекаясь театром синтетическим, соединяющим элементы драмы, пантомимы, танца и вокала. В спектаклях парижанина смешиваются театр, танец, музыка, спецэффекты и атмосфера магии.

Еще в 1960-х Жанти привозил свои работы в СССР. Сейчас режиссер – частый гость российских фестивалей искусств. В России в 2000-х демонстрировались такие работы Жанти как «Неподвижный путник», «Проделки Зигмунда», «Край земли», «Болилок» и «Неподвижные пассажиры».

Мнение

«Какое это счастье – оказаться на плоту, ведомом Филиппом Жанти! Он уносит нас в другие миры, на крыльях своей визуальной поэзии, которой нет равных и которая доступна всем, от 7 до 107 лет… В этих мирах материализуются грезы и кошмары человечества, которые постоянно возвращаются», – восторгается французская ежедневная вечерняя газета «Le Mond». А издание «Zibelin» отзывается именно на «Не забывай меня» в исполнении норвежской труппы.

«Кто в этом странном балете кукла, а кто живой персонаж? Гибкие тела актеров изгибаются, устремляются друг другу навстречу, томятся, подпрыгивают, сомневаются, затем их затягивает в огромную сеть, которая начинает медленно кружиться, преобразуя пространство в томном, меланхолическом вальсе головокружения. Магия продолжается, и вместе с ней – зимняя сказка, в которой наивная образность постепенно окрашивается юмором. Труппа танцует, скользит, поет. От этой труппы веет свежестью и энтузиазмом. <…> По словам Филиппа Жанти и Мэри Андервуд, сила спектакля в том, что им удалось выразить свои сны языком танца. К этому добавляются воспоминания, и в результате работа с молодой норвежской труппой, невероятно точно исполняющей замысел этой визуальной партитуры, становится большой удачей».