Газета,
которая объединяет

Встреча бесконечностей

Известный музыкант и продюсер – об интуитивном подходе к творчеству и не только
Рубрика: от
Автор:

Как уже сообщал «Берег», в рамках фестиваля «Усадьба Jazz» в нашем городе выступила легендарная московская группа «Мегаполис». История коллектива нетривиальна: перестав выпускать новые альбомы с середины девяностых, группа внезапно «вернулась» в 2010-м, представив на суд публики пластинку «Супертанго». В 2014 году вышел двойной диск «Из жизни планет». Не просто музыкальная пластинка, а целый проект – посвящение неснятым фильмам шестидесятых годов. Именно эту программу «Мегаполис» представил в Воронеже. А после концерта лидер группы, Олег Нестеров, ответил на журналистские вопросы.

Сеанс гипноза

В веночке из полевых цветов, надетом прямо на сцене, мэтр смахивал на светлейшее языческое божество. В том же образе и на беседу явился.

– Олег, как вам сегодняшняя публика?

– Мы всегда настраиваемся на людей. Любое наше выступление – в каком-то смысле сеанс гипноза. Это – всегда про счастье. Про какие-то такие вещи, которые отрывают человека от Земли. Иногда оно дается просто, иногда – не очень. Сегодня все вышло очень точно. Повлияли и люди, которые здесь собрались, и атмосфера, и пространство, и джазовый лайн-ап. Знаете, что главное в музыке? Главное – любовь. Если музыканты друг друга любят, то эти чувства транслируются на всех, кто сидит в зале. Происходит встреча бесконечностей… Ведь за каждым из нас – бесконечность.

– Ваш проект «Из жизни планет» – музыкальное посвящение неснятым фильмам шестидесятых. Насколько своевременно вспоминать о той эпохе сейчас?

– Наш проект не ностальгический, не ретро. Он что-то вроде эстафетной палочки, которую мы должны передать тем, кому сейчас по двадцать лет. Ведь тот исторический отрезок – пять лет, когда все получалось. А сейчас при том, что страна, в принципе, та же и люди те же, как-то не очень получается… Не правда ли, интересно, почему все выходит именно так? Время, которое мы называем «оттепелью», нуждается не только в прекрасном сериале Тодоровского и проекте «Из жизни планет».

Этикетка, и только

– Расскажите об еще одном вашем музыкальном проекте, специфическом – «Капелла берлинских почтальонов». Как он себя сейчас чувствует? И будет ли пластинка с этими записями?

– Пластинки точно не будет. Я противник концертных записей. Знаете, я встречал пятидесятилетие в Португалии. Был чудесный вечер. На вечере пела такая тетенька лет восьмидесяти. Пела что-то вроде романсов. У нее были тяжелая шаль и тяжелые духи. Я тут же достал айфон и стал снимать. Ко мне подошел пожилой человек и, показав пальцем на область своего сердца, сказал: «Не снимай, вот здесь унесешь больше». И я все понял! Позвонил в Москву, отменил съемку концерта в Доме музыки. И вообще решил больше не записывать наши концерты. Кому суждено – тот придет и услышит. А концертная съемка – это как бы этикетка, и только. Может, мы еще привезем вещи «Капеллы» в Воронеж… У нас сейчас концерты «Мегаполиса» длятся не меньше двух с половиной часов. И в самом конце мы начинаем играть программу «Капеллы берлинских почтальонов» в электричестве. Получается такой психоделический блюз!

– А в студии почему не записать эту программу?

– Ну, какая студия, это же кабаре! «Живое» включение. Должна произойти опять-таки встреча бесконечностей. А звукозапись – это консервы. Очень нужные, правда, для того, чтобы человечество не умерло с голоду.

В поисках океана

– Вы ведь не только музыкальный практик, но и теоретик. Расскажите о вашем взгляде на современную рок-музыку. Есть мнение, что она представляет собой болото…

– Гонцы со знаменами и с копьями долго и упорно завоевывали новые земли. Но потом доскакали до океана – земли дальше не было. Они развернулись назад и отправились туда, где было слаще всего. В роке – то же самое. «Слаще всего» было на рубеже шестидесятых-семидесятых. А все последующие эксперименты предназначались для того, чтобы определить, где «океан». Сейчас некоторые считают, что пришла мода на ретро-рок. Нет! Рок просто вернулся в свое лучшее состояние. При этом прекратилось царствование гитары. Потому что электрогитара превратилась в общее место.

– Сегодня вам интереснее заниматься своими проектами или продюсированием молодых артистов?

– Начиная где-то с 2008 года – своими. Единственная, на ком я «сорвался» – Даша Шульц, юное дарование из Санкт-Петербурга. У меня критерий простой: если я буду понимать, что стану плакать через десять лет, слушая свой собственный продакшн такого-то артиста – я с ним пойду в студию. Если нет – то нет.

Эпизод №0

– Как вы соотносите свое творчество с джазом?

– Природа джаза – импровизация. А то, что мы сегодня играли – то есть, проект «Из жизни планет» – построен на интуитивном подходе. Мировая музыкальная эволюция шла этапами. Сначала была музыка мистического сознания: когда били в бубен, от ритма входили в транс и постигали мир. Потом возникла музыка мифологического сознания – веды, мусаки и так далее – тогда появилось слово. Следом сформировалась музыка ментального сознания. Одновременно с тем, как появилась «трехмерка» в живописи. А весь двадцатый век прошел под знаком желания объединить лучшее из того, что человечество к тому моменту успело «пройти». И люди сказали: пусть будет интегральная музыка! Которая и появилась в шестидесятые годы. А еще долгое время люди импровизировали и играли интуитивно. Без нот. Повторюсь, на этом походе основан проект «Из жизни планет». Понимаете, мы не являемся авторами своей музыки. Нами играют тысячелетние музыканты. Джаз же ограничен джазовыми квадратами. Джаз – всегда про «здесь и сейчас». А интуитивные приходы, учитывая достижения новых технологий, можно резать, клеить, компоновать и воспроизводить.

– Вы говорили, что «Супертанго», вышедший в 2010 году – последний альбом «Мегаполиса». Но потом появился проект «Из жизни планет». Есть ли сейчас понимание, что дальше будет делать группа?

– У нас теперь в планах не альбомы, а проекты. Помните, как в «Звездных войнах» вдруг пошел эпизод № 0, лет через двенадцать после начала? Вам скажу первому – у нас сейчас тоже пойдет эпизод №0. Наш новый проект называется «Zero lines». Это – про замедление, про интуитивный подход. Про музыку, которая была в основе «Супертанго» и «Из жизни планет». Половина вещей уже репетируется. Ребята их «взяли в руки», пока я пишу вторую книгу.

– Тоже в жанре альтернативной истории, как и роман «Юбка»?

– Да. Называться будет «Небесный Стокгольм». Это снова о шестидесятых, о Москве. «Небесный Стокгольм» – антитеза Небесному Иерусалиму. Химера Небесного Стогкольма со всеми вытекающими. А дальше – фантазируйте!..

Досье «берега»

Олег Нестеров – музыкант, продюсер, писатель, телеведущий. В 1985 году возглавил московскую рок-группу «Ёлочный базар», вскоре переименованную в «Мегаполис», вокалистом, гитаристом и основным автором песен которой Нестеров является по сей день. В 1997 году он начал продюсировать проект Маши Макаровой «Маша и медведи». Через год возглавил звукозаписывающий лейбл «Снегири». В настоящее время продюсирует проекты «Мгзавреби», Алина Орлова, Даша Шульц и другие. В 2008 году выпустил роман «Юбка», написанный в жанре альтернативной истории.