Газета,
которая объединяет

Привет от мамонта

В музее-заповеднике «Костенки» можно изучать европейскую историю
Рубрика: Культура№ 80 (1940) от

Отправляясь в дальнюю туристическую поездку, давайте зададимся вопросом: а все ли мы видели у нас?  К примеру, совсем рядышком, всего в 40 километрах от Воронежа, располагается археологический музей-заповедник «Костенки». Об уникальности этого места читателям «Берега» рассказывает главный научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Ирина Котлярова.

Муж-археолог – большая находка

– Ирина, откуда к вам наибольшее количество туристов приезжает?

– Если судить по номерам машин на музейной стоянке, 36-й регион, конечно, превалирует. На втором месте, наверное, будет Москва, потом Белгородская область, Липецкая.  Ну, а дальше – вся Россия.

– Есть несколько дней в году, когда кроме обычных экскурсий происходит нечто вроде праздника. Скажем,  в конце июня вы отметили 136-й день рождения музея.

– 28 июня – дата открытия первой стоянки в Костенках – является для нас днем событийного туризма. Как и 18 мая, когда у нас, как и везде, проходит музейная ночь. В этом году на ней было около двух тысяч человек.  А «Летний вечер в Костенках» – камерный.  Теплый, упоительный летний вечер, когда благоухают растения. А долгий  день переходит в долгий вечер. Поздно смеркается. Люди по-особенному настроены. В этот раз мы посвятили праздник Году литературы.

– Каким образом? Ведь ваш музей занимается историей Каменного века, когда не только литературы, даже письменности не было.

– Тему мы определили  так: «Археологи в литературе». Оказалось, что археологов, которые оставили заметный след в литературе, не так уж мало. Вот вы навскидку не вспомните имя одного из самых известных писателей, который одновременно был еще и археологом?

– Я знаю, что это Агата Кристи…

– Вот она и была! Не по призванию изначальному, а потому что вышла замуж за археолога.

– И так как муж был гораздо моложе, писательница шутила, что он вообще любит древности, имея в виду себя, свой возраст.

– Да. Она говорила, что для женщины муж-археолог –  большая находка. Потому что чем старше становится жена, тем больше ее будет ценить муж. Но даже если бы не было Агаты Кристи, нам все равно есть, чем поразить публику. Скажем, Михаил Васильевич Анюкович, известный в нашей стране и за рубежом археолог, в 90-е годы по материалам исследования Костенок  написал книгу «Закон крови», страницы из которой мы читали на вечере. А экспонат, вокруг которого разворачивалась вся эта литературная история, находился прямо перед нами, в витрине. Когда-то  люди собирались около лампы в кружочек и читали. У нас все это происходило вокруг древнего жилища, то есть вокруг очага, который двадцать тысяч лет назад на этом месте горел. Его тепло передалось нашим дням – вечер действительно удался.

В одном флаконе

– К вам можно прийти на раскопки?

– Да. Но организованно. Мы собираемся в зале, который посвящен истории исследования. Рассказываем, как открывались эти стоянки, какое значение имеет весь комплекс памятников. Ведь около 60-ти памятников открыто в Костенках! И все они относятся ко времени протяженностью от 50-ти до 20-ти тысяч лет назад. Такой колоссальный промежуток. Я всегда говорю, что в нашем музее можно изучать «в одном флаконе», то есть в одних разрезах, более половины всей европейской истории. Потом мы показываем небольшой фильм о том, как исследовалась именно эта стоянка. Это похоже на игру в «морской бой». Стоянка, которая находится в нашем музее – одна из самых изученных. Раскопы вокруг нее велись с 50-х годов. Последний был 11 лет назад,  в 2004. Но найти еще одно жилище не удавалось. И хотя было понятно, что оно где-то рядом, все попытки его открыть оканчивались неудачей.

– Используя терминологию «морского боя», удары были мимо…

 – Да. Но, знаете, когда человек уже перестает ждать, тогда чудеса и случаются. Занялись пристройкой к музею со стороны, обратной входу. Сделали пробный археологический зондик. Это была маленькая закопушечка, совсем крохотная – 2 метра на 1 метр. И вот в этом уголочке и оказалась яма, которая принадлежала еще одному, в общей сложности четвертому древнему дому, сложенному из костей мамонта. Сейчас мы говорим «дом», а тогда, в 13-м году, это был лишь фрагмент. Только предположение. Та ли яма? Другая ли? Но когда нашли один из сегментов стены костно-земляного жилища, стало понятно, что да. И, конечно же, памятник заслуживает пристальнейшего внимания. Сейчас  жилище оконтурено, оно уже действительно впечатляет. И мы приглашаем наших гостей на осмотр этого памятника – даем возможность увидеть, как он выглядит сейчас и как археологи с ним работают.

По пути на Запад

– В этом, видимо, и заключается уникальность вашего музея, где главным является не то, что в витринах, а то, что в земле? То есть – сам процесс исследования?

– Это так, но хочу оговориться: большую часть научной работы делает не музей. Традиционно этим занимается Санкт-Петербург, институт археологии Российской академии наук. Наши сотрудники тоже принимают участие, но база – все равно питерская. Научный потенциал нашего памятника колоссален. За 136 лет его изучения  столько открытий было сделано глобального плана, мировоззренческого!

– О самых интересных расскажите.

– Ну, например, когда в 20-е годы Петр Петрович Ефименко применил новую методику раскопок – большой площадью – он увидел, что это было действительно обширное поселение. А до него и до Замятнина –  кстати, нашего земляка – считалось, что люди Каменного века были бродячими существами, которые в принципе не могли осесть. Оказывается, нет! У них сложно был налажен быт. Строились долговременные сооружения. Или вот последнее открытие Хофекера – насчет того, что один из самых древних слоев европейских находится в Костенках – тоже меняет представление о заселении Европы. Оказалось, что из передней Азии люди начали осваивать Европу не через Балканы, как было принято думать, а сначала сюда, к нам пришли. А потом уже – в Западную Европу.

Надежда РОГОТОВСКАЯ

перспектива

15 августа, в День археолога, в Костенках открывается выставка «Археологическое лето 2015», где будут представлены предметы из раскапываемого жилища из костей мамонта.

интересно знать

Для русских исследователей Костенки – это археологическая Мекка: считается обязательным хотя бы раз в жизни оказаться там на раскопках. Здесь бывали все  известные представители этой науки: П.Ефименко, П.Борисковский, С.Замя­т­нин, А. Рогачев. А первую стоянку открыл И.Поляков – в 1879 году.

Самой большой ценностью археологического наследия Костенок  является сохраненный на месте нахождения верхний слой стоянки Костенки 11, представленный жилищем из костей мамонта. Это один из первых  и самых ярких примеров музеефикации археологического объекта в России.