Газета,
которая объединяет

Се человек

Воронежский квартирник представил фотовыставку Дианы Папиной
Рубрика: Культура№ 80 (1940) от
Автор: Оксана Мишина

Поначалу, откровенно говоря, увиденное озадачило: сухие деревья на фоне летней сочной растительности «рангом» пониже (трава, кусты) – что тут особенного? Претендующего на художественную значимость и законченность? Сплошь и рядом встречается... Пояснения, однако, автора – незамысловатые, но исчерпывающие – поставили все на свои места: фотовыставка под названием «Се человек» призвана показать, во что современный гомо сапиенс превращает живую природу. Не – способен превратить, а – именно превращает...

Тициан в помощь

– Меня всегда останавливали, притягивали виды каких-то отживших элементов растительного мира, – рассказывает автор выставки Диана Папина. – Это ведь очень обидно: десятками, а то и сотнями лет жило себе дерево, поживало, и вдруг – на тебе: человеческой волей эта великая жизнь прерывается...

– Именно поэтому выставка, экспонаты которой человека не показывают – его нет ни на одном кадре – называется «Се человек»?

– Да, поэтому. Тут не на последнем плане (кроме чисто разъяснительного аспекта – вот что мы, граждане-товарищи, делаем по своему скудоумию) – отсыл к картине «Се человек», созданной итальянским художником Возрождения Тицианом Вечеллио в 1543 году. Признанный шедевр Тициана, который перенес евангельские события в действительность своего времени.

– Но у Тициана не природа «в объективе»...

– Да, конечно. Но авторское прочтение того или иного выражения еще никто не отменял, верно? Используя эту крылатую фразу, мне хотелось привлечь внимание зрителя к деяниям именно человека. Во всем их драматизме и внутренней динамике, которые есть у Тициана.

Куда ни кинь

– Диана, а где нашла подходящую «натуру»?

– Совсем неподалеку от Воронежа – 25 минут езды на маршрутке. Не думаю, что у нас таких мест – дефицит. Куда ни кинь... Хотя конкретное место съемки я присмотрела давно. И с течением времени наблюдала, как оно меняется. Как стремительно деградирует. Не заметить такой процесс – все равно, что пройти мимо скулящего уличного пса.

– Ты сделала свою выставку в формате квартирника. Что, уверена в том, что в «официальные» залы ее не пустили бы?

– Вовсе нет. Просто задача стояла показать этот визуальный пласт друзьям. А их ведь много не бывает, правда? Так зачем нам огромные выставочные площадки? Все прекрасно разместились в зале типовой трешки...

– Мнения уже услышала?

– Скорее, не услышала, а почувствовала. Слова – всего лишь слова. Выражения лиц – сильнее.

– Папина – это псевдоним?

– Конечно. Настоящая фамилия – Попова. Но отец, которого уже нет на свете, так много значил в моей жизни, что я – Папина на все времена. Он, кстати, и природу научил понимать. Видеть, чем она дышит, чем болеет...

Возвращаясь с вернисажа, встретила я знакомого. Рассказала о том, что видела и слышала в квартире на Ленинском проспекте. «А не выдумала ли ты эту странную Диану? – поинтересовался собеседник, оценивший экспрессию моего рассказа. – Типа, как Гумилев – Черубину де Габриак?»

Может быть. Хотя какая уж тут интрига...

наша справка

Сюжет картины Тициана «Се человек» таков: на площади перед Пилатом, указывающим со словами «се человек» на истерзанного пытками Христа, шумит нарядная толпа людей: воины и изысканные юноши, всадники в рыцарском облачении и в восточном стиле, стражники с алебардами. Композиция строится на укрупненных динамических ритмах, язык поз и жестов аффектирован и усложнен. Историческая драма разыгрывается в мире полного волнения. Оно захватывает участников события стремительным движением; на заднем плане, ярко освещенные, движутся руки невидимых зрителю людей, победоносно поднимаются к небу алебарды, копья и развевающийся стяг.