Газета,
которая объединяет

Такое вот «Кино»

Завтра исполняется 25 лет со дня гибели Виктора Цоя
Рубрика: Культура№ 80 (1940) от
Автор: Сергей Попов

Время, говорят, лечит. По всей видимости, потихоньку исцеляются и те, кто последние два с половиной десятка лет активно скорбил по лидеру группы «Кино» Виктору Цою, трагически погибшему 15 августа 1990 года.  Вспомните, еще совсем недавно он считался единственным «последним героем» российского рока. Но теперь у падкой до умерших кумиров молодежи появились и другие фавориты: прежде всего, Егор Летов и Михаил «Горшок» Горшенев. Некогда бывшая однозначно первой и единственной «легенда» уже не кажется столь притягательной.

Не паразитировать на имени

Этот вполне предсказуемый «финт времени», вероятно, к лучшему. Имя Цоя понемногу перестает быть торговой маркой. Правда, процесс идет с трудом: находятся деятели, активно ему противодействующие. Скажем, обласканная издателями «Кино» кыргызстанско-петербургская группа «Виктор», уже не первый год «косящая бабло» в одном из воронежских торговых центров. Как август – так эти «деятели искусства» тут как тут. Приезжают петь цоевские песни и усиленно копировать стиль и имидж «киношников».

 А вот модная теперь рэп-рок-группа «25/17» , наоборот, подходит к делу творчески. Эти парни выпустили уже две композиции по мотивам песен группы «Кино». Что значит «по мотивам»? Оригинальные мелодии и тексты Виктора Цоя «разбавлены» музыкальными и поэтическими находками музыкантов из «25/17». Причем разбавлены настолько, что в итоге получились совершенно новые вещи. Пожалуй, каждый решит сам, насколько вышло удачно, но в тупом паразитировании на раскрученном имени эту группу не обвинишь. 

Для своих

 Этой весной пришли страшные новости: у отца Виктора Цоя, Роберта Максимовича, диагностировали рак. Чтобы собрать деньги на дорогостоящее лечение, музыканты провели телемарафон, транслировавшийся на одном из общероссийских каналов. Телевизионщики отчитались о прекрасных рейтингах и о том, что в ходе акции удалось собрать более шести миллионов рублей. Пост-релиз канала заканчивался странной фразой: «Идея вернуть в эфир музыку со смыслом была обречена на успех». Как хотите – так и понимайте.

 Так или иначе, события вокруг фигуры экс-лидера «Кино» продолжают происходить. Вот только добавляют ли они группе количества понимающих, чутких слушателей? Едва ли. По субъективному ощущению, процесс роста аудитории Цоя продолжался до начала двухтысячных. В середине нулевых он остановился. А теперь, похоже, пошел на спад. «Кино» становится тем, чем оно изначально и задумывалось: группой «для своих». У которой на первом месте стоит творчество и особая, присущая только этим музыкантам оптика. А не выражение надежд и чаяний народных масс, как это волею судеб случилось в восьмидесятых.

досье «Берега»

Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде  в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Гусевой и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, для которой писал музыку и стихи. Снялся в нескольких фильмах. 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут погиб в автокатастрофе, произошедшей на 35-м километре трассы Слока – Талси под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулем, после чего его «Москвич-2141» темно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус». Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.